БАЛАЛАЙКА Презентацию подготовила студентка 2 курса ХО-151 Института культуры и искусств Романова Екатерина
Балалайка одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре. Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города. Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.
Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».
Вероятно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.
Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам.
Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «судебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».
Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол).
К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.
Упоминание о балалайке в печатных исмточниках Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка. Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балалайка» и пели бранящие песни в адрес последних.
Следующий исторический источник, в котором упоминается музыкальный инструмент балалайка, есть «Реестр», подписанный самим Петром первым в 1715 году. Для празднования шутовской «Князя- Папы» свадьбы в Санкт-Петербурге, где кроме прочих музыкальных инструментов упоминаются и четыре балалайки, которые должны были нести ряженые участники, весёлого царского празднества, в котором брал участие и сам великий, царь.
Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка. Исследователи и языковеды, нашли любопытным, что само название инструмента, есть типичное, народное. С созвучным словосочетанием, передающий сам характер игры на этом инструменте
. Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить или «бала – лайка». Где в названии балалайка корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться ругаться словно, лает собака. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.Музыкальный инструмент
Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки Современный дизайн, музыкальный инструмент балалайка, приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря выдающемуся музыканту просветителю В.Андрееву, мастерам по изготовлению музыкальных инструментов, Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову.
Семен Иванович Налимов Которые по предложению В. Андреева, изменили внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой.
По чертежам В.Андреева, мастер Ф. Пасербский сделал, семейство концертных балалаек: контрабас, бас тенор, альт, приму, пикколо. Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом. Чтобы хорошо знать настоящее, важно изучить прошлое-историю.