РАЗВИВАЕМ СВОИ ПОСОБНОСТИ О.А. КОЖЕМЯКИНА
Развитие вербально- понятийного мышления
РАЗМИНКА Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл.
1. Трус своей лени боится. 2. Лес рубят – кепки летят. 3. Вола ноги кормят. 4. Трус кормит, а олень портит. 5. От бобра бобра не ищут. 6. В здоровом теле здоровый пух. 7. Не делай из муки слова. 8. Имя дают водители, а славу добываешь сам. 9. Своя щука – владыка. 10. Не зная броду, не суйся в моду.
Задание 1. «Расположи слова» (от частного к общему понятию). Каждое слово что-то обозначает. Есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями, например: слово фрукт является общим понятием. Этим словом можно назвать яблоки, груши, сливы, бананы… Но есть слова, которые указывают на конкретное, частное понятие, например слово яблоко.
Планета – Земля Дробь– число Солнце – звезда Квадрат– Ребенок – Единица длины – Растение – Единица времени – Зерновая культура – Сложение – …
Задание 2. Задача «Этажи». «В доме 4 этажа. На каждом этаже живет одна семья. Борисовы живут под Карповыми, Ивановы – над Черновыми и Карповы – под Черновыми. Кто на каком этаже живет? Разместите семьи по этажам». (Задачу надо решить во внутреннем плане, рисовать что- либо учащимся не разрешается.)
Правильный ответ: на 1 этаже живут Борисовы, на 2-м – Карповы, на 3-м – Черновы, на 4-м – Ивановы.
Разминка Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.
Задание 3. Найди и подчеркни слова, которые состоят из нескольких других. ГАЗ-ЕЛЬ, ТЮЛЬ-ПАН, ДИКОСТЬ, МАСКА, МЫШЬЯК, КОРОВА, ПИР, ПАРОВОЗ, ЛАДУШКИ, ОСИНА, МОЛОКО, МАШИНА, ПОГОДА, КОЛ БАСА, ЗАРЯДКА, ДОЛОТО, МАСЛЕНКА, ВЫЛАЗКА, ПАРОХОД, СНАРЯД.