Роль информационной культуры Изменения в сфере образования
Информационные ресурсы Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает Сжигается топливо, расходуются финансы и т. п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает
Один из способов классификации национальных информационных ресурсов:
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определённую номенклатуру товаров, в качестве которых на нём выступают информационные ресурсы. Поставщики это, как правило, производители информации или её собственники. Ими бывают: центры, в которых создаются и хранятся базы данных; службы связи и телекоммуникации; бытовые службы; специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства); неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в, качестве дополнительной продукции, информацию о них; консалтинговые (консультационные) фирмы; биржи; частные лица и пр.
Потребители информации это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д. Информационные услуги особый вид товара на информационном рынке. Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.
Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий, В этом процессе отчётливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными. Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало: 1. создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных; 2. появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей; 3. выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.
Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало: 1. создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных; 2. появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей; 3. выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.
Рост информационной культуры Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу.
Одной из важных задач курса информатики является развитие элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Развитие элементов информационной культуры должно начинаться в детстве, в семье и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания. Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать её полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми важный признак человека информационного общества.
Изменения в сфере образования По мере продвижения к информационному обществу большие изменения происходят в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.
В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования и т. д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.