Современнаясемья: проблемы и перспективы перспективы
В наше время: Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья – это среда в которой складывается условия психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Семья – это среда в которой складывается условия психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Семья - это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе. Семья - это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе. «Семья созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи». Ф.М.Достоевский
Современная семья в мире: Шведская семья: Ребенок «вне развода» Китайская семья: 1 семья – 1 ребенок Финская семья: нет «мужских» и «женских» обязанностей Семья в Германии: Семья и брак – основа государства Японская семья: Патриархальность, личностный пример Американская семья: самостоятельность, независимость, «место под солнцем»
Современная российская семья – тенденции в развитии УВЕЛИЧЕНИЕ: Семей в разводе Семей в разводе Неполных семей Неполных семей Повторные браки Повторные браки Родителей – одиночек Родителей – одиночек Число внебрачных детей Число внебрачных детей Количество одиноких людей Количество одиноких людей Бездетных семей (каждая 10 семья – бесплодная, каждая 6 – проблема в зачатии) Бездетных семей (каждая 10 семья – бесплодная, каждая 6 – проблема в зачатии)СОКРАЩЕНИЕ: Количества детей Количества детей Число многодетных семей Число многодетных семей
Наши женщины Россия – 80 миллионов женщин. Россия – 80 миллионов женщин. Средний возраст – 37 лет. Средний возраст – 37 лет. 20% женщин инициаторы брака без регистрации. 20% женщин инициаторы брака без регистрации. 50 % состоят в браке. 50 % состоят в браке. Женщина самодостаточна. Женщина самодостаточна. В семье практически В семье практически уровняли роли. уровняли роли. Одна женщина – Одна женщина – один ребенок. один ребенок. 45% женщин – 45% женщин – инициаторы развода. инициаторы развода.
Наши мужчины Средний возраст – 60 лет. Средний возраст – 60 лет. Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца. Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца. Отец необходим в семье как символ. Отец необходим в семье как символ. В России нет культа отца, есть культ матери. В России нет культа отца, есть культ матери.
Мужчины – педагоги До революции В 80-е г.XX века Сегодня В школе работают женщины – на конкурсах побеждают мужчины (20- 18%). Образовательное учреждение без мужчин – неполноценно. Мужчин – учителей большинство. В школах работают 30% мужчин. Мужчин менее 12%.
Типы семей Благополучная семья: - общие интересы, духовная связь; - отношения строятся на уважении к друг другу; - творческий подход к семейному воспитанию; - материальное благополучие. Цель – привить семейные ценности, воспитать жажду родительства. Формально – благополучная семья: семья: - внешнее благополучие; - внешнее благополучие; - потеря семейных ценностей; - потеря семейных ценностей; - воспитанием занимаются не родители. - воспитанием занимаются не родители. Цель – воспитание для жизни в социуме(обществе). жизни в социуме(обществе). Неблагополучные семьи: Неблагополучные семьи: - отсутствие семейных традиций; - отсутствие семейных традиций; -воспитание не принимается как родительская обязанность; -воспитание не принимается как родительская обязанность; -материальные проблемы. -материальные проблемы. Цель – выживание в обществе.
Чем отличаются современные дети? Раскованность Раскованность Гиперактивность Гиперактивность Слабое здоровье Слабое здоровье Самостоятельность Самостоятельность Интерактивность Интерактивность Требовательность Требовательность Эгоцентризм Эгоцентризм
Традиционно затраты времени родителей в семье на детей МАМЫ МАМЫ 85% свободного времени отводят на занятия и общение с ребенком: 85% свободного времени отводят на занятия и общение с ребенком: - игры; - чтение книг; - совместная деятельность; - беседы с ребенком. ПАПЫ ПАПЫ 25% времени посвящают своим детям: 25% времени посвящают своим детям: - пассивный просмотр ТV и видео; - компьютерные игры; - поездки на машине.
Какие трудности возникают у родителей при воспитании ребенка Затруднение в выборе наказания – 6% Затруднение в выборе наказания – 6% Отсутствие друзей у ребенка – 9% Отсутствие друзей у ребенка – 9% Трудности с поведением – 32% Трудности с поведением – 32% Отсутствие взаимопонимания – 8 % Отсутствие взаимопонимания – 8 % Трудности в организации свободного времени -19% Трудности в организации свободного времени -19% Затрудняюсь ответить – 26% Затрудняюсь ответить – 26%
Короткие рекомендации - Предоставляйте ребенку выбор; - Принимайте индивидуальность ребенка; - Балуйте детей разумно; - Поощряйте широту интересов; - Заботьтесь о будущем семейном счастье ваших детей; - Чаще выражайте удовлетворение ребенком - Не забывайте разговаривать с ребенком; - Прислушивайтесь к вопросам ребенка; - Следите за тем что и как говорите сами; - Показывайте, а не рассказывайте; - Проводите больше времени вместе.
Направления работы ДОУ и семьи Поощрять родителей в воспитании детей, как субъекта общественных отношений; Поощрять родителей в воспитании детей, как субъекта общественных отношений; Сохранение и укрепление здоровья; Сохранение и укрепление здоровья; Развитие инициатив родителей(родительский комитет) Развитие инициатив родителей(родительский комитет) Физическое воспитание ребенка и его семьи Физическое воспитание ребенка и его семьи Воспитание эстетических чувств ребенка; Воспитание эстетических чувств ребенка; Формирование и воспитание культуры досуга семьи; Формирование и воспитание культуры досуга семьи; «Учимся вместе» «Учимся вместе» Информационно – педагогическое просвещение родителей Информационно – педагогическое просвещение родителей
Формы работы с семьей: Педагогические беседы с родителями; Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации для родителей; Тематические консультации для родителей; Групповые собрания родителей; Групповые собрания родителей; Информационные стенды для родителей; Информационные стенды для родителей; Организация утренников в детском саду; Организация утренников в детском саду; Досуговая деятельность совместно с родителями; Досуговая деятельность совместно с родителями; Индивидуальное консультирование родителей; Индивидуальное консультирование родителей; Тематические выставки; Тематические выставки; Открытые занятия для родителей и мн. др. Открытые занятия для родителей и мн. др. Цель – показать, что умеют ваши дети. Цель – показать, что умеют ваши дети.
Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!