Государственно- правовые конфликты Выполнил: Студент группы ПЛ-21 МО Крыжановский Александр Эдуардович
Понятие государственно-правовой конфликт Сущность государственно-правовых конфликтов Влияние государственно-правовых конфликтов на функционирование политической системы общества Типы государственно-правовых конфликтов Сущность государственно-правовых конфликтов в Российской Федерации
Понятие государственно- правовой конфликт Государственно-правовые конфликты – это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе.
Сущность государственно- правовых конфликтов Государственно-правовые конфликты возникают в самой системе государственной власти. В ходе подобных конфликтов борьба ведётся вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объёма их полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия, ресурсы власти и т.д.
Если иметь ввиду государственно- правовой конфликт, то его специфика связана с природой самого государства, с сутью и содержанием политики в целом. Под политикой понимают главным образом деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти.
Влияние государственно-правовых конфликтов на функционирование политической системы общества Типология политических конфликтов предполагает использование нескольких критериев для создания объемной картины рассматриваемого явления. Одним их таких критериев является выделение в рамках поля политики области, которая является политической по самой своей природе. Это политический режим и осуществление власти. Отсюда первой типологической группой политических конфликтов можно считать государственно-правовые конфликты, возникающие в самой системе государственной власти. Эти конфликты являются институционализированными и публичными. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя конструктивные функции.
Типы государственно-правовых конфликтов · Конфликты между государством и отдельными институтом (например, государством и политической партией); · Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; · Конфликты между государством и личностью (проблема соблюдения прав человека); · Конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности).
Сущность государственно- правовых конфликтов в Российской Федерации
Отличительным аспектом государственно-правового строительства современной России является проблема теоретико- методологического осмысления сущности государственно-правовых конфликтов.
В государственно-правовой сфере возникает объективная необходимость исследовать конфликтные ситуации в современной России, а также и в сфере государственно-правовой, чтобы понять почему они происходят и как, по возможности, избежать их негативных последствий.
Основные положения теории социального конфликта Р. Дарендорфа
Отличительная черта любого общества – отношения господства и подчинения, его атрибутом является конфликт
Основа социальной жизни, её конфликтности являются властные отношения, господство одних групп над другими: хозяев – над работниками, офицеров –над солдатами, преподавателей – над студентами, государственных чиновников – над всем остальным обществом
Общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты неизбежны и универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые, межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др.Правильнее говорить об регулировании конфликтов, а не их разрешении, потому что конфликты не исчезают никогда.
Общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т.п.
Эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других групп не только самой власти, но и возможности её получить
Специфика государственно- правового конфликта
Специфика государственно-правового конфликта связана с природой самого государства, сутью и содержанием политики в целом. Под политикой понимают главным образом деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти. Политика появляется там и тогда, где и когда общество разделяется на различные группы с несовпадающими интересами.
Источник государственно- правовых конфликтов
Источником является удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть. Это не самоцель, а средство гарантировать удовлетворение фундаментальных потребностей.
Объекты и субъекты государственно-правовых конфликтов
Объектами государственно-правовых конфликтов является государственная власть (специфический социальный ресурс) и политический статус социальных групп, политические ценности(патриотизм, гражданственность,права и свободы и пр.)
Субъектами государственно-правовых конфликтов являются социальные группы, либо представляющие их политические институты. Соответственно есть реальный и номинальный субъект политического конфликта.
Стоит отметить, что противоречия и конфликты могут возникать внутри государственных структур( на примере столкновения исполнительной и законодательной ветви власти). Поэтому политические институты должны быть признаны полноправными субъектами государственно-правовых конфликтов.
Таким образом можно отметить, что специфика объекта и субъектов государственно-правовых конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих этот вид межгрупповых конфликтов от всех других
Межгрупповым конфликтам свойственны: 1)преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов 2) непременная публичность означает что политика профессионализируется и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. 3)Повышенная частота означает то, что конфликтов в сфере государственного строительства сегодня много больше, чем остальных, потому что многие конфликты неполитической сферы переливаются в политическую сферу и требуют для урегулирования государственного вмешательства
4)Всеобщая значимость предполагает, что политический конфликт завершается принятием решения на государственном уровне, оно обязательно для всех членов общества. Практически любой государственно- правовой конфликт затрагивает каждого из нас. 5) «Господство-подчинение» есть осевой принцип, поскольку государственно-правовые конфликты разворачиваются в социальном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. 6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликтов.
Из всех видов власти в обществе только государственная власть обладает правом легального применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует вероятность в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает государственно-правовые конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям
Спасибо за внимание!