Семинар - практикум «Психологическое сопровождение детей с особенностями в развитие эмоциональной и поведенческой сферы» ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ МБДОУ «ДС 29 «Чебурашка» ДОУ 29 «Чебурашка» Педагог-психолог Назарчук Наталия Петровна 2014 г.
Цель семинара - практикума Формирование представлений о взаимосвязи эмоционального состояния, поведения ребёнка и его психологического здоровья, осознание негативных факторов появления эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников; Закрепление знаний педагогов-психологов о возможных проявлениях нарушений поведения и эмоционального развития дошкольников; Повышение знаний педагогов-психологов ДОУ о задачах и видах работы по сопровождению детей с особенностями в поведении и эмоциональном развитии; Закрепление знаний педагогов-психологов о формах и методах профилактической, коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с особенностями в поведении и эмоциональном развитии; Повышение знаний педагогов-психологов ДОУ о здоровьесберегающих технологиях в работе с детьми с особенностями в развитии; Формирование практических умений работы с дошкольниками по снятию эмоционального напряжения, создания положительных эмоций, сплочения детского коллектива; Гармонизация эмоционального состояния, нейтрализация последствий стресса, оздоровление организма; Формирование навыков саморегуляции своего эмоционального состояния; Способствование повышению самооценки и профессиональному росту педагогов-психологов.
Психологическое здоровье ребёнка Внутренний мир ребёнка Фактор риска Окружающая среда Схема 1
Классификация нарушений эмоционально-поведенческой сферы дошкольников по факторам риска 1. Затруднения во взаимоотношениях с окружающими (сверстниками и взрослыми). 2. Особенности внутреннего мира.
1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: - неуравновешенность; - возбудимость; - бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.); - негативизм; - упрямство; - неуступчивость; - конфликтность; - жестокость; - устойчивое негативное отношение к общению; - застревание на отрицательных эмоциях; - эмоциональная холодность; - отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
2. Особенности внутреннего мира: - острая восприимчивость; - впечатлительность; - болезненная чувствительность; - наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей; - тревожность; - мнительность.
Задачи психологического сопровождения и поддержки детей с проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений: Формирование навыков эффективного поведения, положительной коммуникации и изменений в эмоциональном развитии. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения). Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Взаимодействие специалистов при сопровождении и поддержке детей с проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений в ДУЗ педагог- психолог музыкальный руководитель воспитатель учитель- логопед медицинские работники специалисты ПМПк и ТПМПК
Виды работы практического психолога в ДУЗ по сопровождению и поддержке детей с проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений: - выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей; - комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий; - создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье; - применение педагогами здоровье- сберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.
Значимость метода имитации детьми различных эмоциональных состояний при коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений: 1. помогает предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию; 2. обеспечивается активная разрядка эмоций; 3. оживление соответствующих эмоций позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи; 4. дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих; 5. помогает не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников; 6. способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения; 7. выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника. Имитация «ключевой процесс социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружение».
Памятка афоризмов Цель воспитания - счастье человека, а средство воспитания - радость. Желаете себе добра, делайте добро другим. Наилучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого то. Кто умеет владеть собой – тот может руководить людьми. Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. Кто всё имеет, тот ничем не наслаждается. Чтобы хорошо думать – нужно хорошо жить. Пускай не хватает сил, но желание можно похвалить. Если не бегаешь, пока здоровый, пройдется побегать, когда заболеешь. Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась Вам, подарите ей своё хорошее настроение.
Благодарю за внимание!