Курация хирургического больного ПОДГОТОВИЛА: ТКАЧЁВА А. Б. 3 КУРС, 2 ГРУППА, СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курация больных I. Цель занятия. Самостоятельная работа с больным, написание истории болезни и ее защита. II. Вопросы воспитания и идейной направленности занятия. Готовясь к самостоятельной работе с больным, студенты должны отчетливо представлять, что интересы больного надо ставить превыше всего. Успех лечения может быть достигнут лишь при чутком, сердечном отношении врача к больному. Должны помнить об осторожном владении словом, которое может и лечить и приносить непоправимый вред, о необходимости хранить врачебную тайну, наконец, помнить, что больным далеко не безразличен внешний вид врача.
III. Содержание и методика занятия, усвояемые практические навыки. Каждый студент получает для курации одного больного, причем для этого подбираются в первую очередь больные с дерматозами, сопровождающимися поражением слизистой полости рта - пузырчатка, красный плоский лишай и др., а также больные с часто встречающимися дерматозами - экзема, псориаз, дерматиты аллергические, пиодермиты. Куратор проводит опрос и осмотр больного по прилагаемой схеме истории болезни, знакомится с результатами имеющихся лабораторных анализов и берет сам материал для исследования, назначает больному наружное лечение. При подготовке к занятию пользуется графом логической структуры "Лечение кожных больных".
IV. Схема истории болезни. Паспортная часть. Фамилия, имя, отчество возраст национальность семейное положение образование профессия место работы домашний адрес время поступления диагноз при поступлении Жалобы. В первую очередь описываются жалобы, относящиеся к заболеванию, послужившему причиной госпитализации, затем - другие жалобы. Анамнез заболевания. Начало заболевания, течение процесса, лечение в прошлом, причины, с которыми больной связывает свое заболевание, причины госпитализации. Анамнез жизни. Заболевания, перенесенные в прошлом. Кожные и венерические заболевания у других членов семьи. Семейный анамнез. У женщин - гинекологический анамнез. Профессиональные вредности. Вредные привычки. Объективные данные. Конституция. Характеристика состояния кожного покрова (цвет, тургор, эластичность, по то- и салоотделение, рост волос, состояние ногтей, рубцовые изменения, дермографизм, мышечно-волосковый рефлекс, чувствительность кожи).Состояние полости рта (зев, миндалины, слизистая полости рта, зубы). Лимфатическая система. Состояние органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой и нервной систем (конкретно отразить только имеющуюся у больного патологию).
6. Описание очага поражения (Status localis).Распространенность сыпи по всему кожному покрову, на отдельном участке. Расположение очаговое (очаг состоит из одного или нескольких элементов), беспорядочное, сгруппированное (бессистемное, системное). Характеристика сыпи (мономорфная, полиморфная с указанием истинного или ложного полиморфизма). Характеристика первичных элементов:величина (в мм или см); цвет (красный, бурый, синюшный, опаловый и др.); очертания (правильные, округлые, овальные, полигональные); границы (резкие, нерезкие); форма (характеризует папулы, бугорки, узлы, пузыри, пустулы; плоская, коническая, полушаровидная, западающая в центре, чечевице подобная); характер поверхности (гладкая, эрозивная, язвенная, бородавчатая); периферический рост (отсутствует, имеется); динамика развития (исчезает бесследно, оставляет рубец, рубцовую атрофию); окружающая кожа (не изменена, гиперемирована и др.).
Характеристика вторичных морфологических элементов: корки - серозные, гнойные, геморрагические; рубцы - втянутые, плоские, гипертрофические и др.; чешуйки - отрубевидные, пластинчатые (мелко- и крупнопластинчатые); вторичные пятна - пигментированные и депигментированные; лихенификация, вегетация Предположительный диагноз. Данные лабораторных исследований. Дифференциальный диагноз. Окончательный диагноз (клинический, осложнения основного заболевания) и его обоснование. Этиология и патогенез заболевания (у данного больного). Лечение больного (общее и наружное). Прогноз заболевания у больного. Эпикриз. Использованная литература. Подпись куратора
V. УИРС. Написание истории болезни является учебно-исследовательской работой студента, поскольку он решает вопросы этиологии, патогенеза, лечения, прогноза только у курируемого больного, кратко обосновывает назначение каждого медикамента и средств наружной терапии, выписывает рецепты на каждое из назначенных средств. Помимо этого каждый студент самостоятельно составляет список литературы, используемой при написании истории болезни, т. е. закрепляет навыки библиографии.