Архитектура, музыка,театр, народное творчество.
Архитектура Вторая половина XIX века – это время угасания такого архитектурного стиля как классицизм. Новый период в истории государства ставил перед архитекторами новые задачи. В России быстрыми темпами развивались капиталистические отношения. В городах росла необходимость зданий, соответствующих эпохе, – крупных магазинов, фабрик, банков, железнодорожных вокзалов. Для их постройки использовались такие материалы, как стекло, бетон и железо. Теперь при строительстве главной была функциональность. Начались поиски нового русского стиля. Начало второй половины XIX века стало периодом эклектики в архитектуре. Само слово происходит от греческого «выбирать» и подходит как нельзя лучше. Архитекторы предпринимали попытки создать что-то новое, но понимали, что те или иные элементы уже использовались ранее в разных стилях. Тогда им приходилось выбирать эти элементы и сочетать между собой. Здания приобретали новый вид. Некоторые специалисты называют это направление «историзм», так как он включает в себя стили прошедших эпох.
Элементы готики присутствуют во дворце «Коттедж», который находится в Петергофе. Его архитектором является Адам Менелас.
Поражает готическая церковь Петра и Павла в Парголово, построенная по проекту Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова.
В стиле Ренессанса построен Андреем Штакеншнайдером Николаевский дворец.
. В «псевдорусском» стиле были построены здания Императорского исторического музея, Дом Игумнова в Москве. В это время становится популярным «псевдорусский» стиль. Наблюдается подъем интереса к национальной культуре России, зодчеству периода XV-XVI веков
Здания украшаются народными элементами: башенками, окнами-бойницами, узорными резными украшениями, фигурным оформлением крыш. Один из самых знаменитых архитекторов, работавших в этом стиле, Иван Павлович Петров, известный под псевдонимом Ропет. В Абрамцево он построил баню- теремок. Позже стал автором проектов русских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Чикаго.