ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ Минск, 2009 год Министерство образования Республики Беларусь Управление образования Ленинского района города Минска Управление образования Ленинского района города Минска Средняя школа 55 Данная презентация может применяться как педагогами- психологами, так и учителями общеобразовательных школ, гимназий, лицеев в качестве практического руководства на часах профориентации. Мамонова Ольга Сергеевна, педагог-психолог СШ 55
Нормативной основой профориентационноййййййййй работы в учреждениях образования являются: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь (2006 г.); Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь (2006 г.); Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы; Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы; Концепция развития профессиональной ориентации молодёжи в Республике Беларусь (2001 г.); Концепция развития профессиональной ориентации молодёжи в Республике Беларусь (2001 г.); Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь; Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь; Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования»; Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования»; Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы». Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы».
Формы и методы профориентационноййййййййй работы Профессиональное информирование – ознакомление учащихся с различными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах (профориентационные уроки и классные часы с использованием мультимедийных презентаций профессиограмм и профориентационных игр; интерактивные беседы и лекции; встречи учащихся с представителями различных профессий; экскурсии в птузы, сузы, вузы и на предприятия, в том числе и виртуальные; проф недели с использованием конкурсов на лучшие мультимедийные профессиограммы, составленные учащимися; оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях и т.д., в том числе с использованием возможностей компьютерных программ).
Формы и методы профориентационноййййййййй работы Профессиональное консультирование – изучение личностных особенностей учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональное консультирование – изучение личностных особенностей учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – с помощью существующего пакета профориентационных методик педагогом-психологом образовательного учреждения проводится диагностика личности учащегося с целью определения склонностей к той или иной будущей профессиональной сферы. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – с помощью существующего пакета профориентационных методик педагогом-психологом образовательного учреждения проводится диагностика личности учащегося с целью определения склонностей к той или иной будущей профессиональной сферы. Медицинское сопровождение профессионального самоопределения – соответствие медицинских показателей здоровья учащегося с медицинскими требованиями выбранной им профессии. Медицинское сопровождение профессионального самоопределения – соответствие медицинских показателей здоровья учащегося с медицинскими требованиями выбранной им профессии. Продуктивное учение – дать учащимся возможность учиться в процессе практической деятельности у мастеров (профессионалов), совместно с ними выполнять конкретную работу (на предприятии, фирме и пр.), возвращаясь в школу для группового обсуждения проблем обучения и практики, консультаций с преподавателем и подготовки отчётов по предметам. Продуктивное учение – дать учащимся возможность учиться в процессе практической деятельности у мастеров (профессионалов), совместно с ними выполнять конкретную работу (на предприятии, фирме и пр.), возвращаясь в школу для группового обсуждения проблем обучения и практики, консультаций с преподавателем и подготовки отчётов по предметам.
Этапы профориентационноййййййййй работы: 1 этап (1 – 4 классы) – ориентационнойййййййй-отношенческий – развитие у младших школьников положительного отношения к физическому труду, уважение к людям различных профессий, в том числе и рабочих профессий. 1 этап (1 – 4 классы) – ориентационнойййййййй-отношенческий – развитие у младших школьников положительного отношения к физическому труду, уважение к людям различных профессий, в том числе и рабочих профессий. 2 этап (5 – 7 классы) – ориентационнойййййййй-личностный – актуализация у младших подростков значимости профессиональной деятельности в жизни человека, оказание поддержки учащимся в осознании ими своих интересов (с учётом соотношения собственных интересов с общественными), способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность. 2 этап (5 – 7 классы) – ориентационнойййййййй-личностный – актуализация у младших подростков значимости профессиональной деятельности в жизни человека, оказание поддержки учащимся в осознании ими своих интересов (с учётом соотношения собственных интересов с общественными), способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность. 3 этап (8 – 9 классы) – ориентационнойййййййй-производительный – формирование допрофессиональных трудовых умений и активная деятельность самих старших подростков по формированию личностного выбора, возможного трудоустройства или продолжения образования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. 3 этап (8 – 9 классы) – ориентационнойййййййй-производительный – формирование допрофессиональных трудовых умений и активная деятельность самих старших подростков по формированию личностного выбора, возможного трудоустройства или продолжения образования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. 4 этап (10 – 11 классы) – ориентационнойййййййй-уточняющий – психолого- педагогическая поддержка старшеклассников в процессе их деятельности по уточнению социально-профессионального выбора, сосредоточение внимания на развитии соответствующих профессионально важных качеств, необходимых для выбранной профессии, самоподготовке к ней и саморазвитии, формирование опыта коммуникативной и организаторской деятельности. 4 этап (10 – 11 классы) – ориентационнойййййййй-уточняющий – психолого- педагогическая поддержка старшеклассников в процессе их деятельности по уточнению социально-профессионального выбора, сосредоточение внимания на развитии соответствующих профессионально важных качеств, необходимых для выбранной профессии, самоподготовке к ней и саморазвитии, формирование опыта коммуникативной и организаторской деятельности.
Список литературы с диагностическими материалами по профориентации: 1. Кухарчук А.М., Седова Е.Л., Лях В.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся. – Мн.: Белорусская наука, – 220 с. 2. Познай себя и других: Популярные тесты.2-е изд. Доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», – 400 с. 3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общ. Ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд. СПб.: Питер, – 560 с. 4. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, – 464 с. 5. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», – 408 с. 6. Тесты для выбирающих профессию /Сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», – 288 с.
Пример организации профориентационноййййййййго часа ПРОФЕССИЯ – (слово профессия от латинского слова profetereu (профетерий) – Я объявляю своим делом…) – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Факторы выбора профессии: НАДО МОГУ ХОЧУ Профессио- нальные интересы, склонности Состояние здоровья, Профессиональная квалификация, Профессиональные способности Спрос на рынке труда, Возможности трудоустройств а
Формула выбора профессии: хочу надо могу
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: начальное начальное профессиональные лицеи, ПТУ профессиональные лицеи, ПТУ среднее среднее техникумы, колледжи техникумы, колледжи высшее высшее ВУЗы (институты, университеты, академии) ВУЗы (институты, университеты, академии)
Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить: в справочниках для поступающих в учебные заведения; в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET; в рекламных объявлениях; в библиотеках; в Районных отделах Управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома; при личных посещениях учебных заведений.
Центры профориентации: Республиканский центр профессиональной ориентации молодёжи. Адрес: пр-т Независимости, 46; тел.: , , Сайт в Интернете: Республиканский центр профессиональной ориентации молодёжи. Адрес: пр-т Независимости, 46; тел.: , , Сайт в Интернете: Сайт, созданный Республиканским институтом высшей школы совместно с Гомельским техническим университетом им. О.П. Сухого – содержит сведения о вузах и всю информацию о поступлении – Сайт, созданный Республиканским институтом высшей школы совместно с Гомельским техническим университетом им. О.П. Сухого – содержит сведения о вузах и всю информацию о поступлении – Ленинское отделение Минского городского центра занятости населения. Адрес: пр-т Рокоссовского, 49. тел.: Ленинское отделение Минского городского центра занятости населения. Адрес: пр-т Рокоссовского, 49. тел.: Средняя школа 152. Адрес: 2-й Велосипедный переулок, 36; тел.: Средняя школа 152. Адрес: 2-й Велосипедный переулок, 36; тел.:
Наиболее известные психодиагностические методики, часто используемые для изучения профессиональных интересов учащихся: Дифференциально диагностический опросник Е.А. Климова Дифференциально диагностический опросник Е.А. Климова Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда Методика «Измерение мотивации достижения» Методика «Измерение мотивации достижения» Опросник профессиональной готовности Опросник профессиональной готовности Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока и др. Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока и др.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ по Дж. Холланду: реалистический (R), исследовательский (I), артистический (А), социальный (S), предпринимательский (E), конвенциональный (С).
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (R) Типичные направления образования: техническое образование, техническое образование, квалифицированные ремёсла, квалифицированные ремёсла, сельскохозяйственное образование, сельскохозяйственное образование, лесоводство, лесоводство, охрана природы, охрана природы, военные специальности. военные специальности. Предпочитает работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами, более чем с людьми.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (I) Типичные направления образования: математика, математика, физика, физика, биология, биология, биомедицинская инженерия, биомедицинская инженерия, генетика. генетика. Ориентирован на науку и научную активность. Предпочитает более работать с идеями, чем с людьми и предметами.
АРТИСТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (А) Типичные направления образования: искусство, искусство, музыка, музыка, театр, театр, танцы, танцы, изучение языков, изучение языков, проектирование и дизайн. проектирование и дизайн. Предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства.
СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (S) Типичные направления образования: искусство, искусство, социальная служба, социальная служба, социология, социология, консультирование, консультирование, коммуникация, коммуникация, дошкольное воспитание и детское развитие. дошкольное воспитание и детское развитие. Ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (E) Типичные направления образования: бизнес-образование, бизнес-образование, управление, управление, маркетинг, маркетинг, право. право. Деятельность, связанная с влиянием на людей, организацией их на решение определённых задач.
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ (ТРАДИЦИОННЫЙ) ТИП ЛИЧНОСТИ (С) Типичные направления образования: бухгалтерия, бухгалтерия, деловая статистика, деловая статистика, финансы, финансы, компьютерные технологии, компьютерные технологии, делопроизводство. делопроизводство. Предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации.
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: 1. следование чужим советам, выбор за компанию; 2. выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии; 3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности; 4. незнание своих личных особенностей.