Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Использование средств других стилей Использование средств других стилей (особенно разговорного)
Главная функция художественного стиля - Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) Художественный стиль – ключ к душе человека
Тропы и стилистические фигуры Эпитет Эпитет Метафора Метафора Метонимия Метонимия Синекдоха Синекдоха Сравнение Сравнение Гипербола Гипербола Литота Литота Ирония Ирония Олицетворение Олицетворение Аллегория Аллегория Перифраз Перифраз Риторическое обращение Риторическое обращение Риторический вопрос Риторический вопрос Анафора Анафора Эпифора Эпифора Антитеза Антитеза Оксюморон Оксюморон Градация Градация Эллипсис Эллипсис Умолчание Умолчание Парцелляция Парцелляция
ЭПИТЕТ - ЭПИТЕТ - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
МЕТАФОРА - МЕТАФОРА - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение) (скрытое сравнение) И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
МЕТОНИМИЯ - МЕТОНИМИЯ - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)
СИНЕКДОХА - СИНЕКДОХА - один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Сравнение - Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто) троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто) Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
ГИПЕРБОЛА - ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)
ЛИТОТА - ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов)
ИРОНИЯ - ИРОНИЯ - Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
АЛЛЕГОРИЯ - АЛЛЕГОРИЯ - троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности. троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
ПЕРИФРАЗ - ПЕРИФРАЗ - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления. троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления. Солнце русской поэзии – Пушкин Солнце русской поэзии – Пушкин Царь зверей - лев Царь зверей - лев
Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи. Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи. Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии. Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии. О вы, надменные потомки… (А.Пушкин)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? (А.Пушкин) (А.Пушкин)
АНАФОРА - АНАФОРА - единоначатие единоначатие Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые… (А.Апухтин) (А.Апухтин)
ЭПИФОРА - ЭПИФОРА - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок) (А.Блок)
АНТИТЕЗА - АНТИТЕЗА - противопоставление противопоставление И день и час, и письменно и устно, И день и час, и письменно и устно, За правду да и нет… За правду да и нет… (М.Цветаева) (М.Цветаева)
ОКСЮМОРОН - ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий соединение логически несовместимых понятий Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи… Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М.Цветаева) (М.Цветаева)
ГРАДАЦИЯ - ГРАДАЦИЯ - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу… Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) (С.Есенин)
ЭЛЛИПСИС - ЭЛЛИПСИС - Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли с колыбели … Богаты мы, едва ли с колыбели … (М.Лермонтов) (М.Лермонтов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - расчленение конструкции расчленение конструкции Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста Выразительное чтение текста Выразительное чтение текста Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста) Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста) Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка Выражение своего отношения к тексту Выражение своего отношения к тексту