Логоритмика в системе коррекционно- развивающей работы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – одно из звеньев педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движение.
Advertisements

Сообщение на РМО муз. руководителей Подготовила - Евсович И.У.
ПОДГОТОВИЛА: ВАСИЛЬЕВА ЭЛЬВИРА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Тема: Логоритмика на музыкальных занятиях ЦЕЛЬ: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению.
Р АЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ.
Подготовила: КочетковаЕ.Р. музыкальный руководитель МБДОУ 54.
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
о бразовательные : - формировать рече- двигательные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения; воспитательные: - воспитывать и развивать.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11»
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми.
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях» Т.И. Глушкова Т.А. Мельникова МКДОУ 37 «Теремок» 2013 год.
Логоритмика как средство коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в условиях речевой группы Шумахер О.В. учитель-логопед.
Программа дополнительного образования Логоритмика Составили: Шелкова С.В., Линник В.И музыкальные руководители Шульга О.В. учитель-логопед Детский сад.
Выполнила : Матвеева Настя Проверила : Фуреева Е. П.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Учитель-логопед МБДОУ детского сада компенсирующего вида 44 Задерей Елена Викторовна.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.
Транксрипт:

Логоритмика в системе коррекционно- развивающей работы

Задачи логопедической ритмики оздоровительные; образовательные (познавательные); воспитательные; коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией. Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухавого и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ Общедидактические принципы. Принцип систематичности Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности. Принцип доступности и индивидуализации. Принцип постепенного повышения требований.

Специфические принципы Принцип развития Принцип всестороннего воздействия Этиопатогенетический принцип Принцип учета симптоматики Принцип комплексности

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухавого внимания, слухавой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха, речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Принципы построения логоритмических средств: 1. тесная связь движения с музыкой; 2. обязательное включение в них речевого материала.

Средства логопедической ритмики ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ; УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА И АРТИКУЛЯЦИИ; УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС; УПРАЖНЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ВНИМАНИЕ; СЧЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ; РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Стихотворный материал должен иметь: 1) разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.; 2) определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи; 3) среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение; 4) насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения; 5) сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением; 6) стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности занимающихся.

УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМПА; РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ; ПЕНИЕ; ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ; ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ; ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Структура занятия по логопедической ритмике. 1. Ритмическая разминка. Цель: развитие ритмических движений под музыку, развитие координации движений рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. 2. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Цель: снижение и перераспределение мышечного напряжение, воспитание пластичности движений. 3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма. Цель: ритмизация движений от самых простых до самых сложных – артикуляционных.

4. Упражнения на развитие координации речи с движением. Цель: ритмизация устной речи. 5. Пение. Цель: коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. 6. Слушание музыки. 7. Игра. Цель: закрепление полученных на занятии навыков. 8. Релаксация.

Основные требования к построению логоритмических занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю в утренние часы. Продолжительность занятий минут. Новая тема прорабатывается на протяжении 2-3 занятий с постепенной подачей изучаемого материала. Сотрудничество специалистов в подготовке и проведении логоритмических занятий. Рекомендуется обязательное использование схем, графиков, рисунков, т.е. зрительных опор, способствующих формированию и развитию слуха-зрительно-двигательной координации. Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Этапы логоритмического воздействия: 1 этап – подготовительный; 2 этап - формирование первичных произносительных умений и навыков; 3 этап - формирование коммуникативных умений и навыков.

Задачи первого этапа: 1. Развитие музыкального, звукового, тембрового и динамического слуха. 2. Развитие певческого диапазона голоса. 3. Развитие чувства ритма. 4. Развитие слухавого внимания. 5. Развитие пространственной организации движений. 6. Развитие мимики. 7. Развитие речевой моторики для формирование артикуляционной базы звуков.

Задачи второго этапа: 1. Развитие неречевых функций. 2. Совершенствование переключаемости, координации и точности движений. 3. Развитие мыслительных операций. 4. Развитие звуковысотного и динамического слуха. 5. Развитие фонематического восприятия. 6. Развитие связи между звуком и его музыкальным образом.

Задачи третьего этапа: 1. Закрепление двигательных умений и навыков. 2. Дальнейшее развитие музыкального слуха. 3. Развитие певческого диапазона голоса. 4. Развитие мимики, пантомимики. 5. Развитие просодики речи. 6. Развитие речевой моторики. 7. Развитие фонематического восприятия. 8. Формирование навыка правильного употребление звуков в различных формах и видах речи во всех ситуациях общения.

Варианты логоритмических занятий. Практика работы с детьми, страдающими разными речевыми нарушениями, показала необходимость варьирования структуры занятий по нескольким причинам: 1. психофизические особенности детей данной группы, их состояние в момент проведения занятия; 2. решение коррекционных задач на данный период; 3. время проведения занятия в режиме дня.

Структура логоритмических занятий, применяемых в ДОУ (варианты). Вариант 1. - динамическое упражнение; - дыхательное упражнение; - пение; - музыкально-ритмическая игра с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма; - мимическое упражнение; - коммуникативная игра.

Вариант 2. - музыкальная игра, способствующая умению ориентироваться в пространстве; - речевая игра; - дыхательное упражнение; - артикуляционная гимнастика; - пение, сопровождаемое движениями рук, для развития плавности и выразительности речи; - подвижная игра.

Вариант 3. - коммуникативный танец; - упражнения под музыку на развитие общей моторики; - фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания; - хороводная игра с пением; - ритмическая игра; - танец – импровизация.

Структура логоритмического занятия для детей раннего возраста: пальчиковая гимнастика; игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание); дыхательные упражнения; рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает); игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению; танцевальная разминка или игра на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан); упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Музыкальные материалы, используемые на логоритмических занятиях: Буренина А., Сауко Т. Топ-хлоп, малыши! Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. Железновы Сергей и Екатерина: - Пять поросят. Пальчиковые игры; - Ритмика. Логоритмика; - Веселая логоритмика; - Топ-топ, хлоп-хлоп; - Игровая гимнастика от 1 года до 3 лет; - Игровая гимнастика от 2 до 5 лет. Часть 1,2 - Десять мышек. Пальчиковые игры; - Мишка с куклой. Песенки-инсценировки.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга:

Цель кинезиологических упражнений: развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; развитие межполушарных связей; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания; развитие речи; развитие мышления; устранение дислексии.

Условия проведения упражнений: Занятия проводятся утром. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. Требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Упражнение: «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке- от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. В начале движения выполняется по поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

Упражнение: «Фонарики» Фонарики зажглись; Поочередно: - фонарик погас - фонарик зажегся;

Упражнение: «Кулак-ребро-ладонь» Ладонь, сжатая в кулак; Ладонь ребром; Распрямленная ладонь.

Упражнение: «Флажок-рыбка-лодочка» Ладонь ребром. Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.

Упражнение: «Зайчик-коза-вилка» Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный -прижать большим пальцем к ладони. Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Упражнение: «Зайчик-колечко-цепочка» Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед. Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т.д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки.

Упражнение: «Дом-ёжик-замок» Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

Упражнение: «Сарай-дом с трубой - пароход» Пальцы рук соединить под углом - «крыша». Большие пальцы прижаты к ладоням. Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба». Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это «труба».

Упражнение: «Ножницы-собака-лошадка» Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть. Большой палец правой руки поднять вверх сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

Упражнение: «Гусь-курица-петух» Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и опирается на большой. Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друг в полусогнутом положении. Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».

Фоноритмика

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики: Развитие неречевых процессов: слухавого внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

Методические приёмы речедвигательной ритмики: показ упражнений; сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений; пояснение с конкретным показом движения; словесная инструкция.

Принципы использования речедвигательных упражнений: Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. Использование технологии речедвигательной ритмики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком, звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных звуков на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст.

Тренировочные упражнения для автоматизации гласных звуков (кроме [Ы]). Цели упражнений: 1) развитие речевого дыхания; 2) работа над силой, высотой и тембром голоса; 3)развитие общей и мелкой моторики; 4) работа над логическим ударением.

В процессе автоматизации гласных звуков выполняются следующие упражнения: Произнесение гласных: - длительно по времени и громко по звучанию; - кратко по времени и громко по звучанию; - длительно по времени и тихо по звучанию; - кратко по времени и тихо по звучанию (но не шёпотом); - произнесение цепочки гласных звуков на одном речевом выдохе; - произнесение звукового ряда со сменой логического ударения.