МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина» (ФГБОУ ВПО «АГАО») Психолого – педагогический факультет Стиль нового педагогического мышления Гроо О.В.
Стиль – это человек. (Ж. Л. Бюффон) Стиль – особенность «языка», на котором культура выражает само себя.
Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации - это мышление. В способности мыслить заключена основа человеческой деятельности. Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление можно охарактеризовать как деятельность с практическим преобразованием в предметной области.
Стиль мышления – способ отражения и осмысления действительности и закономерностей ее развития для выработки соответствующей линии поведения человека и его практического действия.
Научный стиль мышления – система методологических нормативов и философских принципов научного познания. это – «исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху»; «научный стиль мышления представляет некоторую обобщенную форму, относящуюся к методологии научного познания и выражающую сложившиеся нормы научного подхода к исследованию и его результатам».
Принципы естественнонаучного стиля мышления Принципы стиля нового педагогического мышления Объяснение Простота Соответствие Сохранение Наблюдаемость Понимание Другодоминантность Диалогичность Рефлексивность Метафоричность
Стиль педагогического мышления – система принципов, которым следует педагог, взаимодействуя с другим в образовательном процессе. Стиль нового педагогического мышления в институционализированном образовании – это особенность языка, на котором говорить профессиональная педагогическая культура.
Процесс формирования педагогического стиля является одной из главных проблем педагогики. Педагогический стиль приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.
Педагогический стиль мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни, т.е. стиль мышления - это проявление культуры мышления при решении проблемы в любой отрасли жизни, в педагогике в первую очередь.
Профессиональное педагогическое образование – гуманитарный феномен. Из этого, следует что: подход к профессиональному педагогическому образованию как способу трансляции и усвоения накопленного в истории образования опыта, как некоему механизму цивилизации, представляется односторонним, ограниченным.
Соединение смысловых точек в связке «педагогическая культура – профессиональное педагогическое образование – педагог» требует обращения к проблемам смысла и понимания. Понимание «понимания» является необходимым условием понимания самого себя, понимания текста, соотношения знания и понимания, понимания и объяснения, понимания и непонимания.
Таким образом, стиль нового педагогического мышления - это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его навыки нужны, чтобы поощрять открытость общества: способствовать взаимоуважению, пониманию, и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчать понимание различных «взглядов на мир» создавать базу для новых типов человеческой деятельности; гарантировать целостность и самореализацию личности педагога.
Список литературы 1. Батищев Г. С, Лебедева H. H. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) // Вестник высшей школы Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. М., Загадка человеческого понимания. М., Зинченко В. П. Живое знание. Самара, Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., Педагогическое образование для XXI века. М., Сенько Ю. В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М., Сохор А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М, Тамарин В. Э., Кузьмина Э. М. Перестройка школы и новое педагогическое мышление. Барнаул, 2011.
Спасибо за внимание