Гипотеза : Личность воспитателя - наставника играет большую роль в формировании личности человека ( на примере взаимоотношений Александра Македонского и Аристотеля ). Цель исследования : изучить опыт античного воспитания и отношений между учителем и учеником ( на примере взаимоотношений Александра Македонского и Аристотеля ) и определить возможность его применения в современных условиях. Задачи исследования : Изучить понятие « воспитание ». Изучить личность Аристотеля и основные положения его учения о воспитании человека и « этике ». Проанализировать систему взаимоотношений Аристотеля с Александром Македонским в период обучения Сформулировать выводы.
Объект исследования : воспитание и роль наставника - воспитателя в эпоху эллинизма и в современности. Предмет исследования : роль наставника - воспитателя Аристотеля в формировании личности Александра Македонского. Практическая значимость работы : использование полученного материала во время занятий, посвященных изучению истории Древней Греции. Можно использовать в качестве методического материала на различных мероприятиях, посвященных теме воспитания и личности учителя в жизни человека. Использовались теоретические методы : анализ текста, синтез, методы теоретического обобщения и описания.
Воспитанием занимались с глубокой древности. Каждый народ на разных этапах развития создавали свои идеалы человека и свои методы его достижения. Под воспитанием в современности воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка.
Аристотель родился в 384 г. д. н. э. в греческом городе Стагире. Он был сыном известного врача Никомаха, который являлся еще и придворным врачом македонского царя, отца Филиппа. Личность Аристотеля
Приехав с севера Греции в Афины, Аристотель в 17 лет вошел в школу знаменитого греческого философа Платона. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходилось сдерживать уздой. За все эти споры, добродушный " Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать ». « Платон мне друг, но истина дороже !»
Аристотель считал, что Добродетель приобретается не учением и не убеждением, а привычкой к благим деяниям. Ну а привычка, разумеется, закладывается в детстве и закрепляется благоприятным окружением, в котором воспитывается человек.
Аристотель отводил большую роль природе человека. Определяя ее сущность, Аристотель приходил к выводу, что человек существо общественное. В отличие от всех других живых существ, писал Аристотель в « Политике », человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. А это создает основу семьи и государства, « человек, нашедший себе завершение в государстве, совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире ».
Вот эти идеи и пытался воплотить Аристотель в своем самом блестящем и неоднозначном ученике Александре Македонском.
Аристотель принялся за обучение Александра когда ему было 14 ( или 13) лет. Процесс обучения проходил в Пелле, а после в городе Миезе в святилище нимф Нимфейоне. « Значит, очевидно, что существует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно является полезным, а потому, что оно ведет к свободе и к благородству ». « Таким образом, главную роль в воспитании должно играть все благородное, а не скотское, так как ни волк и ни какое другое животное не пойдут навстречу красивому риску, а только лишь хороший человек ». Аристотель. Сочинения.
Аристотель ставил перед мальчиком высокие цели – изменить мир, наполнив его своими свершениями, поскольку видел в нем огромный потенциал. Упрямый и вспыльчивый юноша, постепенно стал превращаться в благородного, страстного, серьёзного молодого человека, который должен учиться презирать житейские наслаждения и потребности, ради выполнения высоких задач для всего мира.
« Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное » Аристотель Знакомство с эллинской культурой у Александра происходит через чтение великих поэм Гомера. Учитель знакомил Александра с различными науками : география, философия, медицина, биология и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Задачей воспитания сегодня является не просто формирование целостной картины мира, но и приобретение целостного духовного опыта, социализацию человека, гражданина, патриота. Одним из главных средств достижения цели воспитания является прежде всего пример, который воспитатель - учитель - наставник дает своему воспитаннику. Такой внешний пример распространяется на тело, душу и дух маленького человека, формируя правильные установки и для него самого и для семьи, общества, государства.
На примере взаимоотношений Аристотеля и Александра Македонского мы доказали, что личность воспитателя - наставника играет большую роль в формировании личности человека. Без наставлений мудреца Александр стал бы великим завоевателем ; исходя из собственной природы, он открывал бы новые страны, покровительствовал искусствам. Однако обучение в Миезе облегчило ему понимание самого себя, привело к обогащению его натуры и последовательности действий на избранном пути. Без обучения в Миезе он никогда не стал бы покровителем наук. Несомненно, без уроков Аристотеля связь царя с греческой духовной культурой никогда не могла бы стать сильной и глубокой. Но самое важное : без Аристотеля концепция мирового государства не была бы выработана столь рано и в такой четкой форме. Именно благодаря своему учителю Александр воспринимал мир как единое целое.
В. Даль : « Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника ».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!