Обучение преподавателей вузов применению дистанционных образовательных технологий Типичные проблемы и их решения Академия Пастухова (Ярославль), директор центра дистанционного обучения Бреслав Е.П.
Насколько трудно создавать дистанционные курсы? Трудно, дорого, потому что должно быть Необычно Интересно Анимировано Похоже на компьютерную игру И т.д. Цель (иногда неосознаваемая): произвести впечатление, в т.ч. на персонал. Это бывает оправдано, но не всегда. Поддержка очного обучения Материалы для изучения Напоминания Контроль Самостоятельное получение насущной квалификации База знаний университета, компании, специалиста Часто встречающееся мнение Самая распространенная потребность
Результаты обучения технологиям дистанционного образования 230 слушателей 210 об учившихся 30 методом- логов ДО Результаты в целом хорошие. Причины проблем с набором на обучение? Причины раннего отсева? Причины малой доли методомлогов ДО? Но остаются вопросы:
«Углы качества» дистанционных курсов по Э. Демингу Согласно Э. Демингу, качество рассматривается как результат взаимодействия трех составляющих: Самого товара (дистанционных курсов); Потребителя (студент, преподаватель, администрация) и способа использования товара (дистанционных технологий), того, что они могли ждать от товара; Инструкции по использованию, подготовки потребителя и подготовки обслуживающего персонала, организации сервиса.
Проблемы качества дистанционных курсов Недостаточный опыт использования дистанционных курсов других авторов Примитивные представления Упрощенный подход Отсутствие толковых пособий Подход «что умеет система» Нужно «как реализовать замысел средствами системы» Дефицит или отсутствие критиков должного уровня «Мне не нравится» Вместо конструктивного подхода
Входные компетенции, необходимые для обучения дистанционным технологиям Родной язык Иностранный (английский) язык ИТ-компетенции Умение учиться Технические компетенции Инициатива Культура и искусство Базовые Обычно присутствуют в нужном объеме Профессиональные Убеждения Привычки Образ жизни Надпрофессиональные компетенции Особое сопротивление проявляют руководители и преподаватели с несовпадающими с ДО над профессиональными компетенциями: Убеждения в преимуществе очного обучения при слабом знании дистанционных технологий. Особенно опасно, когда они свойственным руководителям; Убеждение в сохранности однажды полученной квалификации; Отсутствие привычки к обновлению и Интернет-поиску; Образ жизни «40 ч в неделю в рабочее время» и т.д.
«Теневые» факторы При переходе к дистанционной поддержке очных программ выявляются ранее неочевидные недостатки: Низкое качество УМК, Недостаточная степень визуализации образовательного контента, Низкий методический уровень преподавания и т.д. Формируется сопротивление возможностям контроля со стороны среды дистанционного обучения: Качество контента; Регулярность работы преподавателя и обучения студентов; Качество обучения. Дисциплина и управленческая воля Применение КИС, CRM, порталов Высокая квалификация руководства в сфере ДО Четкое видение руководством развития организации и роли дистанционных технологий Сопротивления Успеха
Центр дистанционного обучения Академия Пастухова (Государственная академия промышленного менеджмент им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль) Спасибо за внимание!