Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики средней школы 526 г. С. - Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской
Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политтехнология. По типу управления: современное традиционное обучение. По организационным формам: классно-урочная. По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно- иллюстративная + поисковая. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая.
Концептуальные положения Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями. Принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка.
Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: - теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться-по способностям; - принцип связи теории с практикой; - принцип доступности; - принцип сознательности; - установка не на запоминание, а на смысл; - принцип прочности усвоения знаний; - мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами; - принцип наглядности (отработка умения наблюдать); - принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).
Особенности методики Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока: - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - экономное и целесообразное расходование времени урока; - применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; - объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).
Способы организации начала урока : Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками. На уроках математики на доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное. На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» создается условие задачи, осуществляется поиск ее решения.
Основные задачи учителя: воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников. Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования. Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать. Делать урок эмоционально ярким. Использовать все разнообразные современные методы урока. Создавать психологический комфорт для класса. Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
Система уроков : - уроки, где ученики учатся припоминать материал; - урок поиска рациональных решений; - урок проверки результатов путем сопоставления с данными; - урок одной задачи; - урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода; - урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; - урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения; - урок -«бенефис»; - лабораторные работы по геометрическому материалу младших; - урок - устная контрольная работа; - урок-зачет.
К нетрадиционным технологиям урока относятся: - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; - уроки в форме соревнований и игр; - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала; - уроки с имитацией публичных форм общения; - уроки с использованием фантазии; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций; - уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия; - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы.