Урок литературы в свете современных образовательных технологий.
Технология развития критического мышления. Американские: Американские: Д.Стил Д.СтилК.МередитУ.ТмилС.Уолтер Отечественные: Отечественные:М.КларинИ.Г.АгаповТ.Г.Галактионова
Этапы: Вызов – Осмысление – - Размышление. - Размышление.
Приемы этапа «Вызов». Мозговая атака или штурм. Мозговая атака или штурм. Верные - неверные утверждения. Верные - неверные утверждения. Кластер. Кластер.
Кластер – это графическая систематизация материала. Методика проведения: каждый ученик записывает в центре пустой страницы ключевое слово, обозначающее суть проблемы. Далее в течение нескольких минут вокруг него записываются ассоциации и смыслы, которые возникают.
Челкаш. Старуха Изергиль. Мещане Враги ЖЕНА Е.ВОЛЖИНА М.Горь СЕМЬЯ Творчество ЭмиграцияРоссия Мак Чудра Осн.биограф.свед. Род.1868Умер1936 Ром. расск. Пьесы. На дне ОБРАЗОВАНИЕ САМОУЧКА Публиц-ка Романы МатьЖизнь Клима Самгина Фома Гордеев Ссылка в Арзамас Советский Идеолог. Зн-во с Лениным Зн-во со Сталиным М.Горький.
И.А.Бунин И.А.Бунин
Мозговая атака или штурм. Методика: разделившись на пары учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме. Урок «Литература рубежа 19 – 20 века». Научные открытия(Попов, Кюри, Эйнштейн). живы классики литературы Л.Толстой, А.Чехов. Исторические события: русско-японская война,1-я русская революция
Верные – неверные утверждения. Методика: перед изучением материала учащимся предлагается фиксированных утверждений (верные – неверные). Они ставят + или -. Этот прием направлен на стимуляцию познавательного интереса учащихся, повышение внимания при чтение текста.
Пейзаж в романтических произведениях лишен полутонов. Романтизм предполагает обыкновенную личность в обыкновенных обстоятельствах. Романтический герой бежит от действительности. Романтический герой преобразует себя в действительности. В центре внимания романтизма духовная жизнь личности. Одиночество характерно для романтического героя. Горьковский романтический герой свободолюбив, горд, силен. Для произведений Горького характерная среда – история и экзотика. Романтизм – направление утверждающее согласие между реальностью и идеалом. В произведениях Горького человек равен Богу. Верные – неверные утверждения.
Приёмы этапа «Осмысление». Активное чтение Активное чтение (маркировка текста). «Двойной дневник». «Двойной дневник».
«Двойной дневник» (по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»). Цитаты из текста рассказа. Цитаты из текста рассказа. «портрет нарядной и прелестной гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами…» «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц…» «Никто не танцевал на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она…» Комментарии учащихся. Комментарии учащихся. Поражает контраст: живые глаза на фоне мертвого кладбища. В детстве была как все, ничем не отличалась. Автор подчеркивает её исключительность.
Этап «Размышление». «Круглый стол» (самостоятельное написание рассказа) «Круглый стол» (самостоятельное написание рассказа) Создание визуальных кластеров (рисунки) Создание визуальных кластеров (рисунки) Самостоятельный исследовательский поиск. Самостоятельный исследовательский поиск. Создание письменных работ (эссе, ведение дневников, стихотворные формы, например: синквэйн - пятистишие) Создание письменных работ (эссе, ведение дневников, стихотворные формы, например: синквэйн - пятистишие)
Синквэйн – это способ творческой рефлексии, основанный на богатом понятийном запасе, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. И.А Бунин. И.А Бунин. Патриотичный, русский Творит, чувствует, пишет. Величайший писатель рубежа веков Патриот. А.И Бунин. А.И Бунин. Патриотом России Иван Бунин был. Прозой, переводами На Руси он слыл.