Барокко в архитектуре и интерьере. Дж. Лоренцо Бернини и его творчество.
Зародившееся в конце XVII – начале XVIII века в Европе Барокко (в переводе с итальянского – «странный, причудливый») стало одним из самых торжественных, пышных и величественных направлений в архитектуре и искусстве. Поражающие своим царственным великолепием, динамичностью, фресками и резьбой интерьеры потрясают зрителей до сих пор.
Характерные черты барочной архитектуры. Преобладающиеи модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры. Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления. Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые. Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру. Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор
Главными особенностями архитектуры барокко являются: 1) тяготение к большим городским и садово - парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись; 2) увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку; 3) появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения; 4) создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата); 5) усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон ( > ); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затемненных зон. Характерные черты барочной архитектуры.
География распространения стиля барокко в архитектуре стран Европы
Барокко в интерьере Выполнила Пичугина Елизавета
Для барокко характерно стремление к визуальному расширению пространства помещения. Мастера устанавливали на стенах зеркала, расписывали потолки небесными просторами, облаками и фигурами – легкомысленными херувимчиками, прелестными купидонами и амурами и т.п. Обычно в центре потолка располагался центральный плафон с большой многофигурной композицией, плафон обрамлял лепной бордюр.
Стены могли быть оформлены как живописью, скульптурой - пилястрами, витыми колоннами, волютами, лепными гирляндами, так и зеркалами. Иногда стены оформляли резными деревянными панелями, с вмонтированными в них парадными портретами предков или правителей. А модники обшивали стены тисненой золотом кожей, шелком и бархатом. Широкое распространение имели шпалеры, тканые картины, которые развешивали над резными панелями. Декорировались даже стены – на них размешали горизонтальные живописные панно - десюдепорты (от фр. "расположенные над дверью").
Полы застилались коврами, с вытканными узорами в виде пышных гирлянд из листьев и плодов, декор мебели и стен покрывался позолотой. Очень модная техника украшения – инкрустация деревом по дереву – так называемая интарсия, а так же бронзовые и серебряные накладки.
В стиле барокко нет прямых линий. Волнистые, изогнутые, струящиеся линии мебели перекликались в лепными узорами стен и полтолка.
Необходимое условие – обилие мягкой мебели. Многочисленные табуреты, стулья, кресла, диваны с волнообразными очертаниями спинок, мягкими сиденьями и подлокотниками должны быть обиты в духе исторической эпохи только дорогими тканями - бархатом, штофом, гобеленом, тиснёной кожей или таканью, имитирующей глазет, с вплетениями золотых и серебряных нитей. Ножки мебели в виде консолей, балясин, сужающихся книзу пирамид и пр. обычно украшались богатой резьбой.
Характерный для мебели барокко материал – орех, более пластичный и податливый, а стало быть, более удобный для выполнения обильной резьбы. Из него изготавливаются разнообразные столы, опирающиеся на одну или четыре ножки, украшенные резьбой, бронзовыми деталями, флорентийской мозаикой или покрытые популярным в то время наборным рисунком «маркетри». Консольные столы – характерные для той эпохи подставки для разнообразных скульптур, часов, ваз, посуды и других пышных статусных безделушек – устанавливают вдоль стен.