ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Проектирование модели качества образования
П. Друккер " Никто не покупает вещь. Покупатель приобретает удовлетворение и пользу " В стандартах ISO серии 9000:2000 качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество продукции какой - либо системы есть мера соответствия функциональных ( полезных ) качеств продукции требованиям потребителей Ф. Кроссби определяет качество как " соответствие требованиям ", У. Деминг считает, что качество - это " соответствие запросам рынка ", Дж. Джуран рассматривает качество как " соответствие назначению ", А. Фейгенбаум называет качество " совокупностью сложных рыночных технических, производственных и эксплуатационных характеристик изделия ( или услуги ), благодаря которым используемое изделие ( или услуга ) отвечает ожиданиям потребителя ", Дж. Харрингтон определяет качество как " удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене ".
Определения качества образования Шишов С. Е., Кальней В. А. « Качество образования это социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенции личности » Субетто А. И. Под качеством образования понимается " степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг " или " степень достижения поставленных в образовании целей и задач " В. П. Панасюк « Качество школьного образования - совокупность свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств ». М. М. Поташник " Качество образования - соотношение цели и результата, как меры достижения цели при том, что цель ( результат ) задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника ". Б. С. Гершунский « Образование в качественной его характеристике рассматривается как ценность, система, процесс и результат »
Подход Совета Европы к качеству образования Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность учебно - воспитательного процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в формировании гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности, степень удовлетворения ожиданий участников процесса.
Модель объекта качества и критерии оценки качества ее составляющих Функциональная – удовлетворение запросов востребованность, инновационность, системность Структурная – целостность элементов модели оптимальность, сбалансированность, взаимосвязанность Процессуальная – технология деятельности эффективность, научность, экологичность, доступность Управленческая – ответственность управляемость, результативность, надежность Составляющие модели образования :
Факторы, определяющие качество образования качество образовательных целей ; качество образовательных стандартов и эталонов ; качество образовательных программ ; качество кадрового потенциала ; качество учащихся на входе ; качество выпускников на выходе ; качество средств образовательного процесса ; качество образовательных технологий ; эффективность системы контроля достижений ; наличие обратной связи по течению и результатам образовательного процесса ; система традиций ; успешность вхождения в социум ; согласованность потребностей личности, общества и государства в уровне и качестве образования.
Модель « Три угла качества » Э. Деминга и факторы качества образования