М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»
История создания. Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. «…как бы по волшебному действию, вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки все это разом вспыхнуло в голове моей».
Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.
Строение оперы. Увертюра Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.
В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню. Первый акт Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».
Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой. Второй акт
Третий акт Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. Сцена Сусанина с поляками центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.
Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки». Свадьба. Четвёртый акт. Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.
Вторая и третья картины. Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал». Центральный эпизод третьей картины ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.
Эпилог. Эпилог оперы грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.
1848 году В Варшаве композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из- за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Глинки:КамаринскаяПётр Ильич Чайковский Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии Камаринская. Симфоническая Фантазия « Карминская»
Основные произведения Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)(1836)«Жизнь за царя» «Руслан и Людмила» ( )«Руслан и Людмила» Симфонические произведения Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)Виссарионом Шебалиным Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)Нестора Кукольника Испанская увертюра 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)Испанская увертюра 1Арагонской хоты «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)Камаринская Испанская увертюра 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)Испанская увертюра 2 «Вальс-фантазия» (1839 для фортепиано, 1856 расширенная редакция для симфонического оркестра)Вальс-фантазия Камерно-инструментальные сочинения Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)Вадимом Борисовским Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса Сомнамбулаквинтетаконтрабаса Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)«Капулетти и Монтекки» Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)секстетEs-dur «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)Патетическое триоd-moll