СРС По граждановедению Бишкекский финансово-экономический техникум Выполнили: Сыдыков Эржан Шерипбаев Аскар Группа: Бух 4-16 Проверила: Айнагуль Акимбековна Бишкек 2017
Культура и цивилизация Нравственное воспитание Тема:
Вопросы: 1. Понятия культуры и цивилизации. Типология культур. 2. Цивилизационный подход к истории человечества. 3. Система природа-техника-человек.
Глобальные проблемы: Проблема войны и мира Проблема войны и мира Экологическая Демографическая проблема Демографическая проблема Энергетическая Энергетическаяпроблема Ряд проблем: Международный терроризм Международный терроризм Наркомания Наркомания СПИД СПИД
Культура (греч.) возделывание почвы, воспитание, образование, почитание.
Три подхода в определение культуры Культура есть всё то, что создано человеком. Культура есть всё то, что создано человеком и является общечеловеческими ценностями. Культура есть деятельность и общение.
Культура совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение их использовать для прогресса человечества, передавать поколениям.
Ценность Особый социальный феномен положительной значимости в системе исторической деятельности людей. Ценности всегда являются человеческими ценностями.
Цивилизация (лат.) гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни. Цивилизация синоним культуры. Цивилизация ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.
Цивилизация совокупность материальных и духовных достижение общества в процессе исторического развития.
И. Кант: Культура то, что служит благу людей, вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Цивилизация «технический» тип культуры.
Типологизация культур По характеру деятельности и ее результатов различают материальную и духовную культуру. По субъекту культуры: массовая, молодежная, национальная, классовая и тому подобное. По географическому признаку: западная и восточная культура.
Николай Данилевский ( ). «Россия и Европа» (1871) Теория культурно- исторических типов
Выделяет культурно- исторические типы (10): египетский, китайский, ассирийской-вавилоно- финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново семитский, или аравийский, и германо- романский. Отдельно мексиканский и перуанский типы.
три этапа развития: племенной, или этнографический (около 1000 лет); государственный (около 400 лет); цивилизационный ( лет), затем начинается его схождение с исторической арены.
Освальд Шпенглер ( ) Концепция «локальных цивилизаций» «Закат Европы» (Т , Т ). «Человек и техника» (1931)
Культура рассматривается им по аналогии с организмом, имеющим свои внутренние законы развития и обособленным от других подобных ему организмов.
Типы культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, наполеоновская (греко-римская), магическая (византийско- арабская), фаустовская (западноевропейская), майя. Новый тип культуры русско-сибирский. Святогор Николай Рерих,1938 г.
Культурным организмам отведен в истории определенный жизненный цикл, приблизительно около 1000 лет. Каждая культура в своем развитии проходит возрастные ступени отдельного человека: детство, юность, возмужалость и старость.
Исторический процесс представляется как процесс развития культуры.
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»
Л.А. Григорович дал следующее определение : «Нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»
И.С. Марьенко «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»
формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Нравственное воспитание включает:
1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения. Основные задачи нравственного воспитания:
Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека.
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем: 1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется. 2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. 3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить. 4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. 5. В человеколюбие или гуманность
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Методы нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!