Борьба церковных догматов и научных идей в средние века Автор: Мукминова Элина
План: 1 Засилье церкви в средние века 1.1 Джабир(гербер) 1.1Абу Али Ибн Сина 2 Инквизиция против науки 2.1 Роджер Бэкон 2.2 Коперниканская «ересь» 2.3 Джордано Бруно 2.4Расправа с Галилеем 3 Преследование других ученых 3.1Томмазо Кампанелла 3.2Андрей Везалия 4 «Индекс запрещенных книг» 5 Враги научного знания 6 Вывод
Цели и задачи 1 Осветить проблему существования борьбы между наукой и религией 2 Рассмотреть позиции обеих сторон 3 Расширить и обобщить знание биографии наиболее выдающихся ученых средних веков, непосредственно вовлеченных в эту борьбу 4 Рассмотреть появившиеся в ходе этого противостояния проблемы
Засилье церкви в средние века В рабовладельческом обществе, особенно в период его расцвета, имелись условия для широкого развития научного знания, но положение резко изменилось с наступлением эпохи средневековья. При феодализме, пришедшем на смену рабовладельческому строю, идейной основой всей духовной и политической жизни стала религия. Пользуясь поддержкой государей и феодалов, церковь опиралась и на нравственный авторитет религии в борьбе против научного прогресса. Состояние науки и философии в этот период характеризовалось засильем религиозной схоластики и догматики, результатом чего явился чрезвычайно низкий уровень культуры по сравнению с античной древностью. Но развитие научной мысли не было остановлено полностью. Центр научных исканий переместился из Западной Европы на Восток, в страны арабского влияния, где религиозная идеология ислама еще не в силах была активно тормозить прогресс науки. Ученые Востока приумножали достижения древних мыслителей, шли вперед в области математики, астрономии, оптики, медицины
Джабир ( Гебер ) Арабский исследователь VIII в. Его по праву называли в Европе отцом химии. Успехи научной мысли неизбежно вели к определенным атеистическим выводам, побуждали к борьбе с религиозными взглядами, препятствовавшими расширению и углублению правильного познания природы.
Абу Али Ибн Сина Ярким примером соединения научных интересов с атеистическими выступлениями явилась деятельность Абу Али Ибн Сина. Он был философом и естествоиспытателем, врачом и математиком. В интересах науки Ибн Сина стремился ограничить веру и противопоставить ей знание. Наряду с бытием бога ученый вопреки религии утверждал вечность и неповторимость материи, считал последнюю причиной многообразия вещей. Известный дуализм Ибн Сию служил, таким образом, средством освобождения науки от оков религиозной идеологии. На этой основе возникло учение о двойственной истине, по которому богословие и научное знание выделялись в различные области, причем богословие не должно было вмешиваться в дела науки, а наука - навязывать свои взгляды богословию. Это учение было воспринято многими учеными Востока и Западной Европы и отстаивалось ими в интересах защиты науки от религии. Однако впоследствии оно стало использоваться (в соответствующем истолковании) богословами для защиты религиозной веры и ограничения научного знания.
Инквизиция против науки Религия господствовала в эпоху средневековья безраздельно, всякое отступление от религиозных догм, а тем более несогласие с ними каралось беспощадно. Созданная в XIII в. инквизиция, как и другие церковные организации, осуществляла жестокий террор против науки и ученых. Одним из наиболее выдающихся мыслителей того времени был английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок ). Он сделал ценные астрономические и химические наблюдения, предсказал создание летательных машин, предугадал принцип создания микроскопа и телескопа. Вопреки утверждениям «отцов церкви», будто «авторитет священного писания выше всех способностей человеческого разума», ученый отвергал слепую веру в этот авторитет. За свои передовые взгляды Р. Бэкон был посажен в монастырскую тюрьму, где находился 14 лет, и вышел оттуда лишь накануне смерти.
Травля и убийство передовых мыслителей и ученых, всех инакомыслящих были возведены деятелями инквизиции в принцип и практиковались в невиданных до того масштабах. Крупнейшим преступлением «святой» инквизиции перед историей явилось преследование и физическое уничтожение целого ряда выдающихся ученых, которые своими открытиями положили начало революционному наступлению науки на религию. Выступая против науки, церковь всячески старалась отстранить от научных исследований духовных лиц, которые в эпоху средневековья больше всего имели возможностей для такого рода занятий. В XII в. папа Александр III запретил духовенству заниматься физикой. В XIII в. «святой» Доминик осудил метод опыта и наблюдения в науке и на этом основании запретил членам ордена доминиканцев изучение естествознания и медицины. В течение тысячи лет церковь считала греховным занятие хирургией. Воинствующим органом реакционного католицизма в его борьбе против всего прогрессивного, в том числе против науки, служил орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный Игнатием Лойолой. Эта организация запятнала себя множеством кровавых злодеяний.
Коперниканская «ересь» Первый сокрушительный удар по религиозному мировоззрению нанес знаменитый польский ученый Николай Коперник Вопреки позиции церковников, которые поддерживали ошибочную, геоцентрическую систему мира Птолемея, он разработал научную, гелиоцентрическую систему мира, дав тем самым, по выражению Ф. Энгельса, «отставку теологии». Книга Коперника «Об обращениях небесных сфер», где излагались взгляды ученого, увидела свет лишь за несколько дней до смерти ее автора. И сразу же церковники попытались свести на нет все принципиальное и научное значение этого труда. Ведь он противоречил Библии, опровергал предание об Иисусе Навине, который якобы продлил день, воскликнув: «Остановись, Солнце!» Книге было предпослано (против воли ученого) предисловие лютеранского теолога А. Осиандера, в котором основные мысли Коперника извращались, а его учение представлялось как гипотеза «удивительная», но не имеющая ничего общего с действительностью. Разумеется, богословская фальсификация коперниканства не могла остановить распространения новых научных представлений. Поэтому церковь пошла на более решительные меры. В 1615 г. папа Павел V в святейшем совете объявил учение о вращении Земли еретичным, а в 1616 г. декретом инквизиции труд Коперника был внесен (с оговоркой «впредь до исправления») в «Индекс запрещенных книг» и числился в нем до 1822 г. Во многих европейских университетах профессора вплоть до конца XVII в. должны были давать клятву в том, что они не придерживаются коперниковой «ереси».
Джордано Бруно Смелым и беззаветным борцом за победу научного мировоззрения был Джордано Бруно ( ). Обвиненный в ереси, он в 1575 г. порвал с доминиканским орденом монахов, членом которого состоял прежде, и затем объездил всю Европу, пропагандируя систему Коперника, публикуя памфлеты и книги в защиту науки, против религии и церкви. В 1592 г. в результате предательства и провокации со стороны иезуитов Джордано Бруно был отдан в руки римской инквизиции, которая сожгла ученого как еретика.
Расправа с Галилеем Дальнейшее освобождение научного знания от оков религии ознаменовалось трудами Галилео Галилея в области астрономии и механики. Ученый построил зрительную трубу и впервые применил ее для наблюдения неба. Ему удалось обнаружить спутники Юпитера, фазы Венеры, открыть темные пятна на Солнце, установить, что Млечный Путь состоит из скоплений отдельных звезд и т. д. Галилей дал неопровержимые опытные доказательства истинности идей Коперника и Дж. Бруно. Воодушевленный этими успехами, он смело вступил в бой с религиозной точкой зрения. Деятельность Галилея не осталась незамеченной. Церковники быстро начали организовывать отпор его научным идеям и открытиям. Телескоп был незамедлительно объявлен «дьявольским инструментом, обманывающим глаза наблюдателя». Обнаружение на Луне гор и долин отвергалось, как противоречащее библейским текстам, а об открытии пятен на Солнце было строго запрещено писать и даже упоминать в университетских лекциях. Ученый был арестован и подвергнут в Риме суду инквизиции. Его приговорили к отречению от своих идей и к пожизненному надзору инквизиторских органов.
Преследование других ученых Жестоким преследованиям инквизиции подвергся один из первых представителей утопического коммунизма - Томмазо Кампанелла Наиболее значительные его произведения - трактат «Апология Галилея» и книга «Город Солнца», где в утопической форме рассказывалось о будущем коммунистическом обществе. Оба труда были созданы Кампанеллой во время тюремного заключения, которое длилось 27 лет. Ему пришлось по воле «святых» отцов-инквизиторов побывать в пятидесяти тюрьмах, семь раз переносить пытки.
Инквизиция стремилась уничтожить и знаменитого ученого Андрея Везалия, занимавшегося анатомией и медициной. Церковники вообще выступали против учения о естественном происхождении болезней, предостерегали от обращения к врачам, говорили, что предписания медицинской науки «противоречат небесному знанию, бдению и молитве». Проповедники религии запрещали ученым совершать анатомические вскрытия трупов, заявляя, будто это помешает умершим воскреснуть в день «страшного суда». Везалий с большим трудом добился разрешения анатомировать казненных преступников. Изучая строение человеческого тела, он убедился в ложности утверждения богословов о том, что у мужчин одним ребром меньше, чем у женщин. Не нашел он и особой кости, которая, как говорили церковники, представляла ядро будущего воскресения умершего. За все это испанская инквизиция приговорила ученого к смерти. И только благодаря покровительству императора Карла V этот приговор был заменен покаянным путешествием в Палестину.
«Индекс запрещенных книг» Католические мракобесы, не скрывая своей ненависти к науке и ученым, всеми мерами старались не допустить распространения научных знаний среди верующих. Было выдано распоряжение, согласно которому ни одна книга не могла быть выпущена в свет без специального разрешения инквизиции. В 1559 г. папой Павлом IV был обнародован «Индекс Librorum Prohibitorum», т. е. список запрещенных книг. Сюда были включены произведения, чтение которых запрещалось верующим под угрозой обвинения в смертном грехе и даже отлучения от церкви. Кроме авторов и книг, перечисляемых в «Индексе» поименно, верующим запрещено читать многие тысячи других произведений, излагающих идеи марксизма, эволюционную теорию По поводу появления «Индекса» один историк писал: «Еще никогда до тех пор мир не видывал подобного посягательства на науку и литературу... Первый Индекс прохибиторум имел ужасающие последствия. В Риме, Неаполе, да и почти повсюду, дымились костры, на которых громадными грудами сжигались запрещенные книги». В духе требований инквизиторского «черного списка» выдержана и Провозглашенная анафема тому, «кто будет говорить, что человеческие науки должны быть развиваемы в таком духе свободы, чтобы позволено было считать их утверждения истинными даже в том случае, когда они противоречат богооткровенному учению». Всячески преследуя передовую научную мысль, церковники в то же время всемерно расширяли и расширяют выпуск собственной литературы, пропагандирующей религиозные догмы и антинаучные вымыслы.
Враги научного знания Гонениями на науку и ученых занимались, не только католические церковники. Немецкий реформатор католической церкви Лютер и его сподвижник Меланхтон не менее яростно, чем инквизиторы, ненавидели учение Коперника и требовали жесточайших репрессий против коперниканской «ереси». В преследовании прогрессивного испанского мыслителя и ученого Мигуэля Сервета ( ) соревновались католики и кальвинисты. Сервет был известен своими критическими комментариями к «Географии» Птолемея, а также великими открытиями в области физиологии. И именно за эти научные достижения, а также за убеждения, противоречившие церковной схоластике, ученый был приговорен к сожжению судом инквизиции и вынужден был бежать в Женеву. Однако кальвинистская церковь в Швейцарии не спасла его от расправы, а отправила на костер. В уничтожении Александрийской библиотеки - крупнейшего хранилища древних книг - принимали участие как фанатики-христиане в конце IV в., так и фанатики-мусульмане в VII-VIII вв. Благодаря этим варварским актам многие произведения выдающихся мыслителей древнего мира оказались для нас безвозвратно потерянными. Мусульманское духовенство жестоко преследовало выдающегося узбекского астронома и математика Улугбека ( ). За научную и просветительскую деятельность ученого обвинили в ереси, и вскоре он был предательски убит в результате заговора реакционного духовенства. От обсерватории Улугбека, получившей мировую известность, мусульманские изуверы не оставили камня на камне. Нетерпимо относились к любой попытке сознательно, с научных позиций подойти к изучению священного писания и еврейские раввины. Так, философ Уриэль д'Акоста ( ) за свое «Исследование традиций фарисеев» был отлучен от еврейской религиозной общины. После унизительной церемонии, связанной со снятием этого наказания, он покончил жизнь самоубийством. «Великое отлучение», проклятие и изгнание из общины постигло выдающегося философа-материалиста Бенедикта (Баруха) Спинозу ( ), который до конца дней своих был непримиримым противником религиозного догматизма, не признавал никаких сил, стоящих над природой.
Вывод Религиозное сообщество против вмешательства науки в устоявшиеся религиозные порядки. Любая попытка изменить их мировозрение воспринималась, как попытка разрушить целостность всего социума. Ученых не останавливала такая позиция религиозных сообществ, научные деятели воспринимали её как вызов. Они были героями того времени. Новаторство научных трудов заставляло общество по-другому посмотреть на мир, заставляло понимать, что окружающая их действительность это не только религия, что не все подчиняется Божьим законам, способствовало движению вперед. В ходе борьбы церковных догматов и научных идей было уничтожено огромное количество выдающихся ученых, усилилось влияние религии на общество. Из-за инквизиторских костров мир потерял древнейшие книги, содержащие бесценные знания.