Аксеологический подход в изучении педагогических явлений Супрун Маргарита Алексеевна
Новый подход.... ЗАЧЕМ? Педагогическое научное познание осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. Цель: ЛИЧНОСТЬ, способная на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества.
Что имеем? Привычные цели образования: формирование "систематизированных знаний, умений и навыков". Дегуманизация,разделение воспитания и образования, отчуждение знаний, дискредитирован труд. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.
КАК? Аксиологический подход Позволяет изучать явления так, что бы и удовлетворить потребности людей, и решить проблему гуманизации общества. "мост" между теорией и практикой.
КОНЦЕПЦИЯ наш мир это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и тому подобное, привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практики мировой истории. В истории демократического российского общества речь должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а, прежде всего об их переосмыслении, переоценке.
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ 1. равноправие философских взглядов, при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; 2. равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами; 3. равенство людей.
Что делать? Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Отношение к человеку (учителю, воспитаннику, родителю), как к субъекту познания, общения и творчества.. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.
ПЕРСПЕКТИВЫ Гуманистически ориентированная философия образования это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.