Подъемно-транспортные средства весьма разнообразны. Они включают простые устройства (блоки, ручные лебедки и тележки, домкраты) и подъемно-транспортные машины (ПТМ). К последним относятся транспортирующие и грузоподъемные машины. Анализ травматизма при эксплуатации подъемно-транспортных средств показывает, что большая часть несчастных случаев, в том числе с тяжелым исходом, приходится на работы, на которых используются грузоподъемные машины. Система требований, обеспечивающая безопасную их эксплуатацию, установлена Правилами Гостехнадзора, также инструкциями по технике безопасности для крановщиков, стропальщиков, для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов, утвержденными Гостехнадзором. Требования безопасности при эксплуатации транспортирующих машин и простейших подъемных устройств определены инструкциями по технике безопасности. К тяжелым последствиям приводит падение поднимаемых грузов вследствие обрыва канатов и цепей, за которые поднимается груз, разрушения элементов крана при перегрузке или потере устойчивости, «набегания» груза на элементы конструкции крана или его соскакивания с грузозахватного органа. Прочность инадежность ПТМ обеспечиваются при выполнении требований безопасности в соответствии с правилами Гостехнадзора по всем основным конструктивным элементам и системам. Для обеспечения устойчивости кранов используют противовесы. Мостовые краны и их тележка, работающие на открытых эстакадах, должны быть снабжены противоугонными устройствами для исключения перемещения кранов, находящихся в нерабочем состоянии, от ветровой нагрузки. В этом случае наиболее рациональным считается использование клещевых захватов, зажимающих головки подкрановых рельсов, путем использования гидро и пневмоприводов. Их устанавливают с обеих сторон моста. Для исключения возможности разрушения кранов от перегрузки их снабжают ограничителями грузоподъемности, отключающими механизм подъема груза Для исключения наезда кранов на строительные конструкции применяют ограничители хода (упоры), монтируемые на концам рельсового пути. Грузоподъемные машины с машинным приводом, движущиеся по рельсовому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об опоры или друг о друга снабжают соответствующими упругими буферными устройствами. Другим видом ограничителей хода являются концевые выключатели, обеспечивающие автоматическое отключение привода крана при переходе его подвижными частями установленных положений. Из других видов предохранительных устройств можно отметить блокировки Оградительные средства защиты применяют для исключения доступа к легкодоступным, находящимся в движении или под напряжением электрического тока частям грузоподъемной машины. Ограждают все виды передач (зубчатые, цепные и т. п.), соединительные муфты и барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах, валы механизма передвижения кранов и других систем (если последние расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала). Ограждению подлежат также открытые токоведущие части. Исключительно важную роль для обеспечения безопасности в аварийных ситуациях играют тормозные устройства. При эксплуатации грузоподъемных машин применяются, кроме того, системы сигнализации. Они могут быть двух типов. Это сигнальная окраска подвижных элементов грузоподъемного оборудования, габаритов транспортных проемов, перепадов в плоскости пола, ограждений, углов стен, люков в полу, ступеней лестниц, а также звуковая предупредительная сигнализация на кранах, управляемых из кабин или с пульта. Зона перемещения грузов мостовых кранов, являющаяся опасной, должна быть обозначена желтой сигнальной линией. Спецификой систем заземления ПТМ является использование в качестве заземляющих устройств подкрановых путей (там, где они имеют место) и специальных цепных устройств, скользящих у кранов на автомобильном ходу по земле или по дорожному покрытию. Для исключения самопроизвольного включения механизмов при восстановлении напряжения сети после очередного отключения электропитания используют специальную (нулевую) защиту. На башенных и портальных кранах необходимо устраивать молниезащиту. При эксплуатации грузоподъемных кранов должно применяться противопожарное оборудование. Оценка технического состояния подъемно-транспортных устройств с точки зрения соответствия изложенным требованиям безопасности производится при их техническом освидетельствования. Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные краны, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному не реже одного раза в 12 месяцев; полному не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых не реже чем через, каждые пять лет. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемного крана. При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться: осмотру; статическому и динамическому испытаниям. Результаты технического освидетельствования кранов, передвигающихся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, записывает в их паспорт лицо, производившее освидетельствование. Результаты технического освидетельствования других грузоподъемных машин записывают в журнал их учета и осмотра. Освидетельствованию подвергают и вспомогательные приспособления для перемещения грузов. Техническое освидетельствование вспомогательных приспособлений. Грузозахватные устройства, являющиеся оборудованием кранов, а также съемные грузозахватные устройства подлежат до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Стальные проволочные канаты (тросы), цепи, пеньковые и хлопчатобумажные канаты используют в грузоподъемных машинах в качестве гибких органов. Стальные проволочные канаты могут быть одинарной и двойной свивки, однослойные и многослойные. При выборе канатов должно обеспечиваться условие их обязательной прочности на разрыв. В качестве гибких органов используют также сварные и пластинчатые цепи. Коэффициент запаса прочности этих канатов должен быть также не менее 8. Грузоподъемные крюки и петли являются универсальными грузоподъемными приспособлениями кранов и имеют наибольшее применение. Крюки могут быть однорогие и двурогие. Для кранов большой грузоподъемности применяют крюки специальной конструкции пластинчатые. Грузовые петли могут быть цельнокованые и составные. Съемные грузозахватные приспособления могут быть охватывающими, поддерживающими, зажимными и притягивающими. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары предприятие- владелец должен периодически их осматривать в установленные сроки, но не реже, чем: через каждые шесть месяцев при осмотре траверс; через один месяц при использовании клещевых и других захватов, а также тары; через каждые 10 дней при осмотре стропов (за исключением редко используемых). Редко используемые съёмные грузозахватные приспособления должны осматриваться перед выдачей их в работу. Браковка находящихся в работе стальных канатов осуществляется по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Надзор за состоянием грузоподъемных машин и их безопасной эксплуатацией осуществляется инспекцией Гостехнадзора и инженером по техническому надзору, назначенным администрацией предприятия-владельца машины после проверки у него знаний Правил комиссией и выдачи ему соответствующего удостоверения. В цехах, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных кранов в каждой смене должно быть приказом назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов, из числа инженеров и других специалистов (начальников смен, сменных мастеров, прорабов, начальников участков) после проверки у них знаний и инструкций крановщика и стропальщика. Периодическая проверка знаний этих лиц производится через три года. Стропальщики должны производить перед работой осмотр объемных грузозахватных устройств и тары, которые должны иметь бирки с указанием грузоподъемности и дату освидетельствования.