Исследовательская работа « Навыки культурной речи: говори правильно.» Автор : Бондаренко Влада ученица 3 «б» класса Руководитель: Михина Л.П. МКОУ «Лахденпохская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типичные ошибки школьников в постановке ударения в словах русского языка (на примере исследования речевых особенностей учащихся школы 6). Работу выполнили.
Advertisements

Ударение Урок 5 Урок подготовила Толкачева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 24 Асбестовского городского округа.
Выполнила ученица 6 В класса МАОУ СОШ 35 Стовба Любовь. Выполнила ученица 6 В класса МАОУ СОШ 35 Стовба Любовь.
Ребята! -Сегодня вам придётся поработать, засучив рукава. -Зарубите себе на носу: в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и.
Исследовательская работа Не пора ли внести изменения в орфоэпический словарь? Выполнили: Группа учащихся интенсивной школы «Юный исследователь»
Москва 2012 ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 9 класса «А» Васильченко Елена Руководитель:
В моде - правильная речь. Автор: Куколева Юлия, Автор: Куколева Юлия, ученица 8 класса ученица 8 класса руководитель: Моргун руководитель: Моргун Елена.
Русский язык и культура речи. ФОНЕТИКА Фонетика – наука о звуковой стороне языка (раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка)
«Формирование метапредметных результатов на уроках обучения грамоте по системе Л.В.Занкова». Муниципальное образовательное казённое учреждение «Тюкалинский.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Приложение 12 Речевая культура продавцов и покупателей.
Как повысить знания учащихся при написании безударной гласной в корне слова. Выполнила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Еломист.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Презентация «Мой любимый предмет» Выполнила Некрасова Наталья Ученица 4 класса школы 110 г.Новокузнецк Учитель Дубова Ирина Леонидовна.
Консультация по теме: « Формирование навыка чтения у младших школьников» «Чтение- вот лучшее учение!» А.С. Пушкин «Люди перестают мыслить, когда перестают.
МБОУ Ордынская средняя общеобразовательная школа 2 Как правильно делать домашнее задание по русскому языку Ученица 7б класса Гридчина Марина 2009.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Урок 7. Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки. Цель урока: 1) формировать представление об орфоэпии как разделе лингвистики; 2) познакомить с.
Презентацию подготовила Валук Ксения ученица 5 «А» класса Руководитель: Свалова Н.А год Государственное бюджетное образовательное учреждение муниципальное.
Транксрипт:

Исследовательская работа « Навыки культурной речи: говори правильно.» Автор : Бондаренко Влада ученица 3 «б» класса Руководитель: Михина Л.П. МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» 2016 год

Как правильно поставить ударение в словах? С таким вопросом приходится сталкиваться всем людям, но особенно труден этот вопрос для нас, школьников. Ударение – это выделение одного из слогов слова, имеющего наибольшую силу. Литературная речь требует определенных правил постановки ударения. Эти правила называются нормами. Особенности постановки ударения в русском языке изучает раздел, который называется акцентология.

Цель исследования: изучение и выявление ошибок в постановке ударения в словах русского языка учащихся начальных классов. Задачи исследования: определить особенности постановки ударения в русском языке, выявить основные ошибки в постановке ударения в речи учащихся, дать советы и рекомендации, помогающие делать речь правильной.

Методы и приемы работы: анализ научной и методической литературы, анкетирование учащихся, сбор словарного материала.

Гипотеза Я думаю, что ошибки по ударению в речи учащихся будут допущены в иноязычных словах, а также в словах русского языка с подвижным ударением.

Особенности ударения в русском языке: В русском языке нет общего правила постановки ударения в слове, ударение имеет разноместный, «плавающий» характер: ударными могут быть гласные в приставке, корне, суффиксе, окончании слова. Я решила обратиться к исследованию ошибок в постановке ударения в словах русского языка учащихся третьих классов нашей школы.

Основной принцип постановки ударения в русском языке. В некоторых языках ударение является постоянным: в эстонском, латышском, финском оно падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, а в армянском и французском ударным бывает последний слог. В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом. Разноместное ударение может падать на любой слог слова, на любую его часть: в Ыбежать ( ударный гласный в приставке), ост Авить ( ударный гласный в корне), плылА ( ударение приходится на окончание). Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение, но есть много русских слов, у которых ударение имеет подвижный характер.

Слова с неподвижным ударением. Ударение бывает неподвижным: при образовании новых слов всегда остается на одном и том же месте. К этой группе относятся слова с неподвижным ударением на основе ( во всех формах). кр Ан – кр Анов т Орт – т Ортов флАГ – фл Агов б Ант – б Антов т Уфля – т Уфель ш Арф – ш Арфом догов Ор – догов Оры.

Слова с неподвижным ударением: К словам с неподвижным ударением относятся слова, заканчивающиеся на –АЛ-. автовокз Ал самосв Ал админ Ал кварт Ал иде Ал гендер Ал карнав Ал крахм Ал канниб Ал пьедестал Ал

Слова с неподвижным ударением: К группе слов с неподвижным ударением относятся слова, оканчивающиеся на – ЛОГ, - МЕТР, - ГРАММ. диал Ог зал Ог нал Ог катал Ог сантим Етр килом Етр децим Етр килограмм Амм.

Итоги анкетирования в словах с неподвижным ударением: Было предложено поставить ударение в 32 словах данной группы. Высокий уровень (1- 2 ошибки) показали 18 человек. Средний уровень ( от 3 до 6 ошибок) показали 20 человек. Низкий уровень ( более 6 ошибок) у 10 человек. Ни один человек не допустил ошибки в словах, оканчивающихся на –АЛ, их в списке было 11. Очень много ошибок в словах с неподвижным ударением на основе, их необходимо выучить и запомнить.

Слова с неподвижным ударением:

Ударение в иноязычных словах: В нашем языке много иноязычных слов, именно они трудны для постановки ударения. Для того, чтобы правильно расставить ударение в этих словах, достаточно запомнить, что ударение чаще всего сохраняется на слоге, который был ударным на родном языке этих слов: жалюзИ – французское слово, дж Инсы – английское слово, к Амбала – финское слово, ар Ахис – греческое слово, колл Едж - слово заимствовано из двух языков : из французского с ударением на последнем слоге пришло в английский с ударением на первом слоге, затем пришло в русский с ударением на первом слоге, хотя исконно правильно ставить ударение на последний слог.

Итоги по постановке ударения в иноязычных словах: Было предложено поставить ударение в 20 иноязычных словах: Высокий уровень ( 1- 2 ошибки) -12 человек. Средний уровень (3- 5 ошибок) – 31 человек. Низкий уровень (более 5 ошибок) – 5 человек.

Слова с подвижным ударением: Большой пласт слов в русском языке – слова с подвижным ударением. Суть данного вида ударения заключается в том, что при образовании новых слов оно переносится с одного слога на другой, с одной части слова на другую. доскА – д Оски в Ынести – вынос Ить сл Есарь – слесарЯ воин Уть – в Огнутый мышь Ение – м Ыслить.

Итоги анкетирования по словам с подвижным ударением: В работе было 35 слов с подвижным ударением. Результаты в целом «слабые»: высокий уровень знаний ( 1- 2 ошибки) показал 1 человек, средний уровень (3 – 5 ошибок) показали 6 человек, низкий уровень у 41 человека.

Слова с вариативным ударением. В нашем языке около пяти тысяч слов, в которых допускаются варианты постановки ударения: тв Орог – твор Ог, б Аржа – баржА, з Алитый – зал Итый.

Ударение в слове «творог». Ученики должны были поставить ударение в слове «творог». Результаты: 26 человек произносят это слово с ударением на первом слоге ( тв Орог). 20 учащихся ставят ударение на второй слог ( твор Ог). 2 человека знают о вариантах постановки ударения в данном слове.

Зависимость ударения от письменного облика слова. Могут возникнуть ошибки в ударении, связанные с письменным обликом слова. Сегодня почти во всех печатных текстах отсутствует буква «Ё», которая ВСЕГДА обозначает ударный звук. Из-за этого часто возникают ошибки при чтении слов: затвор Оженный – затворожЁнный, новор Ожденный – новорождЁнный, свеклА – свЁкла.

Ударение в словах «новорождённый» и «свёкла». Слово «новорождённый» верно произносят 35 человек, неверно – 13 человек. В слове «свёкла» правильно поставили ударение 30 человек, неправильно – 18.

Постановка ударения в словах «звонит» и «красивее». Необходимо твердо запомнить, что в слове «звонит» ударение падает на гласный «и». Результаты: правильно обозначили ударный гласный 27 человек, неправильно – 21 человек. Еще одно « вредное» слово в русском языке – «красивее». В нем ударение приходится на букву «и». Результаты: Верное ударение поставили 18 человек, неверное – 30 человек.

Кто грамотнее: мальчики или девочки? Я решила выяснить кто успешнее справился с работой: мальчики или девочки? Было проанкетировано 22 мальчика и 26 девочек. Результаты: У девочек высокий уровень ( до 10 ошибок) – 1 человек, средний уровень(до 20 ошибок) – 19 человек, низкий уровень (больше 20 ошибок) – 6 человек. У мальчиков высокий уровень (до 10 ошибок) – 0 человек, средний уровень ( до 20 ошибок) – 13 человек, низкий уровень (более 20 ошибок) – 9 человек.

Уровень грамотности постановки ударения у девочек.

Уровень грамотности постановки ударения у мальчиков.

Сравнительный уровень грамотности постановки ударения (девочки, мальчики).

Общий уровень грамотности постановки ударения.

Выводы: Уровень сформированности навыков постановки ударения у учащихся третьих классов удовлетворительный. Нам придётся ещё немало потрудиться, чтобы выработать навыки культурной речи и грамотно говорить!

Обоснованность гипотезы: Мое предположение подтвердилось частично: с постановкой ударения в иноязычных словах ребята справились довольно хорошо. насчет группы слов с подвижным ударением предположение абсолютно подтвердилось, над ударением в этих словах необходимо серьезно поработать.

Рекомендации и советы: Чтобы определить, на какой слог должно падать ударение, нужно подставить тыльную сторону ладони под подбородок и произнести нужное слово, на каком слоге ваш подбородок коснется ладони, тот слог и будет ударным. Необходимо выучить и запомнить слова – исключения: зв о н И т, догов Ор, крас Ивее и другие. Чтобы правильно расставить ударение в иноязычных словах, достаточно запомнить, что ударение сохраняется на слоге, который был ударным на родном языке этих слов.

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ: Чтобы уточнить слово, постановка ударения в котором вызывает затруднение, обращайтесь к орфографическому и орфоэпическому словарям, а также к словарю иностранных слов. Заведите собственный словарик и записывайте в него слова с трудным ударением. Заучите короткие шуточные стихотворения, которые помогут запомнить нормы ударения.

Шуточные двустишия для запоминания ударений в словах: Для строителей в момент машина привезет цем Ент. Тяжела была работа – в теле всем теперь лом Ота. Добрый доктор Айболит спрашивает: «Кто звон Ит?» Как у нашей Марфы есть в полоску шарфы! Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ. Баба Фекла копала свЁклу, а Коко Шанель любила зав Ель. Долго ели т Орты – не налезли шорты!

Всегда необходимо помнить, что безошибочная речь в нашей жизни имеет огромное значение. Ведь даже если человек прилично выглядит, но допускает много ошибок в ударении при произношении слов, то мнение о нем меняется, куда приятнее общаться с образованным собеседником с правильно поставленной речью.

Использованная литература: В.П. Абрамов. Созвездия слов. М., «Просвещение», М. Феллер. Как рождаются и живут слова. М., «Просвещение», С. И. Ожегов. Большой орфографический словарь. М. «Юнвес», festival.1september.ru. chisto – po – russki.ru. yandex.ru/ images> особенности постановки ударения в словах. fb. ru//article/39482/ osobennosti – russkogo – udareniya.

До новых встреч! Спасибо за внимание!