Миряне последователи Христианства, члены Церкви, не являющиеся священниками не принадлежащие к клиру. Духовенство собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям.
Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно - политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности. Нестяжатели монашеское движение в Русской православной церкви конца XV первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали ; в этом вопросе им противостояли иосифляне.
В XVI веке в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них принадлежали обширные земли Церковные соборы 1547 и 1549 гг. во главе с митрополитом Макарием причислили к лику святых 39 новых чудотворцев, что поднимало престиж Русской православной церкви. В 1547 г. Макарий стал одним из сторонников и организаторов венчания Ивана IV на царство. В 1551 г. в Москве царь поставил вопрос : достойно ли монастырям приобретать села, вести торговлю и судебные тяжбы ? Ответом на него было то, что высшее духовенство провозгласило церковное и монастырское землевладение незыблемым, а покушавшихся на него объявило Разбойниками. С 1551 г. Продажа вотчин монастырям разрешалась только с дозволения царя.
Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы ; за это строптивый владыка был низложен, сослан в монастырь, а там задушен Малютой Скуратовым в 1569 г. В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно - земский собор отменил церковные и монастырские тарханы. Прибывший в 1588 г. В Москву за милостыней константинопольский патриарх Иеремия поначалу отказался посвящать Иова в высший церковный сан. В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.