Содержание образования и методы обучения
Факельщики. Скульптура А. Хантингтон, символизирующая передачу знаний от одного поколения к другому (последующему). University city of Madrid.
Содержание образования всегда определяется общественно-заданной целью передать молодому поколению достигнутый уровень культуры для ее воспроизведения и развития. Обучение имеет в виду превращение достижений культуры в достояние личности. Следовательно, содержание образование должно быть по своему строению изоморфно культуре.
Культура состоит из 4 элементов. 1. Знания 2. Умения и навыки 3. Опыт творческой деятельности 4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к друг другу
Вне культуры нет ничего, что вошло бы в состав содержания образования и, вместе с тем, содержание образования должно включать все структурные элементы культуры. Под содержанием образования следует понимать: 1. Знания 2. Умения и навыки 3. Опыт творческой деятельности 4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к друг другу
Это уже добытые обществом знания: - о природе; - обществе; - мышлении; - технике; - о способах деятельности
Вторым элементом содержания образования являются умения и навыки, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности, как интеллектуального, так и практического характера
Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Навык - это автоматизированное выполнение действия; является составной частью умения
Критические умения, аналитические умения, синтезирующие умения, умение решать проблемы. Интеллектуальные умения включают ассимиляцию нового знания, критический анализ изучаемого материала, применение базовых знаний в более широком контексте (в более широких рамках).
Практические умения и навыки проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта (плотник, кузнец, парикмахер и т.д.) Практические умения означают умения, выполняемые руками (например, завязывание узла) или выполняемые путем вмешательства человека с использованием оборудования, инструментов либо технологии, требующие применения инструкций, силы или движения
Общая хирургия (2-3 курс): оценка признаков жизни; обеспечение проходимости дыхательных путей; придание восстановительного положения; искусственная вентиляция легких; непрямой массаж сердца; оценка эффективности реанимационных мероприятий; наложение повязок. наложение шин.
Третий элемент культуры и содержания образования – опыт творческой деятельности, накопленный в процесс решения новых проблем, возникающих перед человечеством.
1. Осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного (межпредметного) переноса знаний и умений в новую ситуацию; 2. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы. 3. Видение новой проблемы в традиционной ситуации; 4. Видение структуры объекта; 5. Видение новой функции объекта в отличие от традиционной; 6. Учет альтернатив при решении проблемы; 7. Отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения ).
Способом усвоения опыта творческой деятельности является решение проблем и творческих задач студентом. Проблемой является вопрос или задание, способ решения и/или результат которых студенту заранее неизвестны, но студент обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения.
Исследовательские задания, или творческие задачи требуют прохождения всех или большинства этапов процесса исследования.
Знания усваиваются на трех уровнях : 1 уровень. Восприятие, понимание, запоминание 2 уровень. Применение знаний в знакомой ситуации 3 уровень. Применение знаний в новой ситуации Умения усваиваются на трех уровнях: 1. Восприятие, понимание, запоминание знаний о способах деятельности 2. Осуществление способов деятельности по образцу 3. Применение способов деятельности в новой ситуации Опыт творческой деятельности усваивается только на третьем уровне. 3 уровень. Применение знаний и умений в новой ситуации
1. Объяснительно-иллюстративный метод - для усвоения знаний 2. Репродуктивный метод - для формирования умений и навыков 3. Метод проблемного изложения - промежуточный метод 4. Частично-поисковый метод и 5. Исследовательский метод – для формирования опыта творческой деятельности
Репродуктивные: 1. Объяснительно-иллюстративный 2. Репродуктивный Продуктивные: 1. Частично-поисковый 2. Исследовательский Промежуточный: Метод проблемного изложения