УМК «Гармония» Прописи Бетеньковой Н.М., Горецкого В.Г., Фонина Д.С. «Мои первые тетрадки»
УМК «Гармония» - это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему.
Прописи «Мои первые тетрадки»
Разлиновка в одну линию «Мои первые тетрадки» (прописи 1, 2, 3, 4) с самого начала имеют разлиновку в одну линию, что дает возможность обучать сразу единому способу письма с 1-го по 11-й класс, без переучивания, ускоряет выработку автоматизма письма.
Метод копирования в прописях «Мои первые тетрадки»
Некорректный комментарий к написанию строчной буквы н «Линия на себя, возвратное движение руки до середины первого элемента, написание узелка поворотом налево с последующим дугообразным штрихом вверх, к началу второго элемента, линия на себя с закруглением внизу»
Правила гигиены письма в 1 части прописей «Мои первые тетрадки»
На развороте под алфавитом вниманию детей предлагаются зрительные элементы букв, однако даются не все зрительные элементы, отсутствует нижний и верхний четвертной овал.
В начале каждой части прописей на развороте дается алфавит, в котором бледным шрифтом обозначены те буквы, которые учащиеся изучат в данной части.
С первых уроков присутствуют физкультминутки, однако к 10 уроку о них уже не упоминается. Все физкультминутки проводятся в игровой форме. Методисты предлагают свой вариант проведения гимнастики рук. Например, на втором уроке дается следующий вариант проведений данной работы: «Поочередное сгибание пальцев ведущей руки, начиная с мизинца, с проговариванием рифмовки. Этот пальчик маленький – мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, никогда его не сбросит. Ну а этот – средний, длинный, он как раз посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный. Большой палец хоть не длинный, среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится. (Массаж пальцев правой и левой руки.)»
Зрительные элементы в первой части
В первой части изучаются такие буквы как А,О,У,Е,И, ы. У всех букв, кроме О отсутствует точка начала, хотя есть стрелка направления написания
Во второй части рассматриваются буквы:
В конце второй части прописи выделено 2 страницы для буквенных ребусов.
Ошибка! В теме 32 выявлена ошибка. При изучении буквы П в методичке указано, что на уроке осуществляется анализ печатной и письменной буквы П, но в прописях дана печатная буква Т;
В третьей части прописей «Мои первые тетрадки» учащиеся изучают буквы:
В третьей части прописей «Мои первые тетрадки» вводится понятие орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ.
В конце прописи дается игра «Кто внимательней». Предлагаются задания для написания коротких слов и предложений. Предлагаются буквы в разброс, и учащимся необходимо обвести, посчитать и записать предложенные буквы.
Ошибка! В методических указаниях дается задание на рассмотрение и обведение по пунктиру рисунков «Шило-шишки-ножи», а в прописях изображены «Шило-шипы-ножи»;
Некорректное задание В методических указаниях дается задание на поиск по картинке слов с буквой ц, среди них предлагается вариант «Цветные костюмы», который учащиеся должны найти на черно-белой картинке.
В четвертой части прописи «Мои первые тетрадки» на первом уроке методисты предлагают актуализировать опорные знания, а именно найти и назвать изученные элементы
В этой части изучаются такие буквы как :
В конце прописи много упражнений в игровой форме (найти, буквы, кроссворды и др.).
Мнения учителей о прописях «Мои первые тетрадки»
Мнения родителей о прописях «Мои первые тетрадки»
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно отметить, что в данных прописях в полной мере реализуется копировальный метод обучения письму, так как на каждом уроке присутствуют задания на обводку. Не в полной мере реализуется ритмический метод, о нем упоминается лишь на нескольких уроках в первой части прописей при обучении написанию зрительных элементов. Также в содержании прописей «Мои первые тетрадки» игнорируется генетический метод обучения письму (от простого к сложному). Например, буквы о, а, ю, б, в, д, ф изучаются в разброс, хотя первоклассникам несомненно было бы легче изучать их друг за другом. А одна из самых сложных для написания детьми буква о, изучается уже второй (после А), что конечно же может привести к плохим результатам усвоения материала учащимися.
В методических указаниях: присутствуют ошибки (несоответствие того, о чем идет речь в методических указаниях и того что дано в прописях); отсутствует общепринятая терминология; отсутствуют комментарии к написанию букв (комментарий дан лишь к написанию заглавной буквы Н, но даже он составлен некорректно; со второй части прописей в методических указаниях игнорируется гигиена письма.
Спасибо за внимание!