Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
Обучаемость–способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости.
Показатели обучаемости по А.К. Марковой: активность ориентировки в новых условиях; инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показатели могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской); настойчивость в достижений поставленной цели; восприимчивость, готовность к помощи другого человека.
Методика определения (диагностирования) обучаемости по З.И. Калмыковой: диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь; методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента; обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях.
Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно- исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Положения, сформулированные В.В. Давыдовым: учебно-воспитательный процесс... осуществляется на основе усвоения... содержания системы учебных предметов; каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения; стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению; программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет... методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения..., проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала; содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.
Общепринятая возрастная периодизация Преддошкольный возраст (3-5 лет); дошкольный возраст (5-7 лет); младший школьный возраст (7-11 лет); подростковый (средний школьный) возраст (11-15 лет); ранняя юность, или старший школьный возраст (15-18 лет); студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) лет года (по Б.Г. Ананьеву).
Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями: определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; основным или ведущим типом деятельности(существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития); основными психическими новообразованиями(в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).
Рассмотрение школьника и студента как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность ребенка протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные новообразования. Следует также принять во внимание, что в процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание и методы обучения, и все это не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.
Спасибо за внимание!