Вильгельм Рихард Вагнер
Вильгельм Рихард Вагнер ( ) – немецкий композитор, дирижер, философ, либреттист и музыкальный писатель. Родился 22 мая 1813 года в городе Лейпциг. После смерти отца отчим Людвиг Гейер отправил Рихарда обучаться музыке.
По Вагнеру, музыкальная драма произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств (музыки и драмы), выражение программности в опере.
Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций существовавших на тот момент оперных форм в первую очередь, итальянской и французской.
Критиковал: 1)З а излишества 2) За пышность
С яростной критикой он обрушился на произведения ведущих представителей классической оперы (Россини, Мейербер, Верди, Обер), называя их музыку «засахаренной скукой».
В 1831 году Рихард Вагнер начал свое обучение в университете Лейпцига. В университете Вагнер слушал лекции по философии и эстетике, занимался музыкой с Т.Вайнлигом, кантором школы св. Фомы.
Тогда же он познакомился с людьми, связанными с польскими революционерами- изгнанниками, и в 1832 сопровождал графа Тышкевича в его путешествии в Моравию, а оттуда направился в Вену.
В Праге его только что законченная симфония до мажор была проиграна в консерватории на оркестровой репетиции.
10 января 1833 состоялось ее публичное исполнение в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус.
В 1834 он занял место дирижера в Магдебургском театре, и одновременно в его жизни произошло важное событие: он познакомился с актрисой Минной Планер, серьезно увлекся ею и после двух лет ухаживания женился.
Осенью 1838 супруги отправились в Париж морем, посетив по пути Лондон. Морское путешествие оказалось тяжелым испытанием, о чем Вагнер красноречиво повествует в своей автобиографии Моя жизнь (Mein Leben). Во время плавания он услышал от матросов легенду, которая легла в основу его новой оперы « Летучий голландец».
В творческом отношении парижский период тоже принес немалые плоды: здесь была написана симфоническая увертюра Фауст (Faust), завершена партитура Риенци, закончено либретто Летучего голландца, возникли замыслы новых опер – Тангейзера (Tanhäuser, результат чтения сборника старинных немецких легенд братьев Гримм) и Лоэнгрина (Lohengrin).
В июне 1841 Вагнер узнал, что Риенци принят к постановке в Дрездене.
Стараясь приблизить оперу к жизни, он пришёл к идее сквозного, непрерывного развития «музыкальной ткани» от начала до конца не только одного акта, но и всего произведения и даже цикла произведений (все четыре оперы цикла «Кольцо нибелунга»). Увертюры Вагнер заменил прелюдиями короткими музыкальными вступлениями к каждому акту, на смысловом уровне неразрывно связанными с действием. Причём, начиная с оперы «Лоэнгрин», эти прелюдии исполнялись не до открытия занавеса, а уже при открытой сцене.
Оперы Рихарда Вагнера «Феи», «Запрет любви» были написаны в то беспокойное для музыканта время. Дебютировав на дирижерском поприще с театральной труппой.
Важное значение Вагнер отдавал так же выбору сюжетов. Согласно ему, опера должна раскрывать вечные проблемы, вечные идеи жизни. Современные бытовые истории не годятся для постановок, так как они преходящи и актуальны только для того времени, в которое написаны.
В 1864 году в личной судьбе Вагнера произошел крутой перелом: покровительство короля Людвига Баварского дало ему возможность осуществить свои художественные планы. Ряд вагнеровских опер был поставлен в Мюнхене.
В 1872 году состоялась закладка специального вагнеровского театра в небольшом баварском городке Байрейте. Открытие Байрейтских торжеств (1876), на которых впервые полностью прозвучало «Кольцо нибелунга», явилось вершиной славы Вагнера. На следующем Байрейтском фестивале (1882) была поставлена последняя опера композитора мистерия «Парсифаль» ( ).
Композитор переехал в Швейцарию, где продолжал работу над произведением, которому отдал в общей сложности четверть века своей жизни над тетралогией «Кольцо нибелунга», состоящей из четырех опер: «Золото Рейна» ( ), «Валькирия» ( ), «Зигфрид» ( ), «Гибель богов» ( ). В основу сюжета положены эпические сказания о Зигфриде народном герое, бесстрашном победителе темных сил
Одновременно создавались другие оперы, явившиеся наряду с тетралогией наиболее зрелыми творениями Вагнера: скорбная поэма о любви и смерти «Тристан и Изольда» ( ), также основанная на средневековой легенде, и солнечная, насыщенная оптимизмом опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» ( ), начатая в самые тяжелые годы жизни композитора.
После поражения Дрезденского восстания, в котором Вагнер принял участие, он сбегает в Швейцарию. Из-за объявления его преступником Германии, Вагнер не возвращается на родину 13 лет.
В 1860 году в жизни Вильгельма Рихарда Вагнера случилось неприятное событие: скандальный провал оперы «Тангейзер» на парижской премьере. В 1863 году Вагнеру была обеспечена полная амнистия, король Людвиг II пригласил композитора поселиться вблизи Мюнхена и оказал материальную помощь. В 1864 композитор, увлекшись дочерью Листа Козимой, женой выдающегося дирижера Бюлова, окончательно расстается с супругой Минной, на которой женился еще в 1836 году (отношения с ней давно стали трудными.
Роман Вагнера с женой дирижера Бюлова не помешал другу провести премьеру «Тристана и Изольды». Этой музыке Рихарда Вагнера соответствует мелодичная гармония в сочетании с любовной выразительностью, свойственным композитору пристрастием к философии Шопенгауэра. Противоположная по направленности опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» была написана по заказу Людвига II.
Последний период творческого пути Вагнера связан, прежде всего, с завершением цикла «Кольца нибелунга» (Зигфрид и Гибель богов) и осуществлением давней мечты о создании театра для исполнения его опер, местом для постройки которого был избран Байрёйт (см. Байрёйтский фестиваль), где композитор решил поселиться. С помощью короля мечта была, наконец, осуществлена, и в 1874 возведение театра успешно завершилось. К этому времени была поставлена последняя точка и в партитуре тетралогии, премьера которой состоялась в Байрёйте в 1876 под управлением Рихтера.
«Кольцо нибелунга» - центральное произведение Вагнера. В этой гигантской мифологической фреске по мотивам древнескандинавского и древнегерманского эпосов он попытался воплотить, свести воедино все свои эстетические, социальные и музыкальные идеи. Масштабы тетралогии сколь впечатляют, столь и подавляют слушателя, который должен охватить единым взглядом архитектуру этого грандиозного художественного здания, включающего в себя более ста лейтмотивов.
Могила Вагнера в саду виллы Ванфрид, Байрейт. Позже Вагнер стал жить в городе Трибшен вместе с новой женой Козимой фон Бюлов. В 1876 году был поставлен полный цикл «Кольца». В 1882 году Вагнер переехал в Венецию, где умер от сердечного приступа в 1883 году.
Итог Основу творческого наследия Вагнера составляют 13 опер. Наряду с ними композитор создал ряд симфонических произведений, среди них Симфония, несколько увертюр (в т. ч. гениальная увертюра «Фауст»), оркестровая пьеса «Зигфрид-идиллия» на основе тем одноименной оперы, посвященная рождению сына Зигфрида ( ), в будущем композитора и дирижера, автора нескольких опер. Из произведений других жанров можно отметить 3 фортепианные сонаты, несколько произведений для хора, песни, положенные на музыку 5 стихотворений М. Везендонк для голоса и фортепиано.
Спасибо за внимания !!