Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( )- выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии
Одним из основных вкладов Гегеля в развитие философии является системный и исторический подход к проблемам воспитания и образования. Цель воспитания по Гегелю-«сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со своей волей» Понимание образования у Гегеля как культуротворчества звучит в его философии, в его научной интерпретации следующим образом: «…общая сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом».
Тюбигенский университет Педагогическая деятельность Гегеля началась сразу же после окончания университета в г. Тюбинген.
На протяжении 18 лет Гегель был учителем и воспитателем подрастающего поколения и юношества
Йенский университет С 1801 по 1807 год Гегель преподавал философию в университете г. Йена
Нюрнбергская гимназия С конца 1808 до 1816 года Гегель руководил Нюнбергской гимназией.
Гейдельбергский университет С 1816 года Гегель в течение двух лет читал лекции в Гейдельбергском университете
В 1818 году Георг Гегель был назначен профессором Берлинского университета, где руководил кафедрой философии. В 1829 году прусское правительство назначило его ректором Берлинского университета. Берлинский университет
«Педагогика- есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается; его первая природа превращается во вторую, духовную природу, так что это духовное становится в нем привычкой» Г.В.Ф.Гегель
Задачи воспитания по Гегелю: Одной из главнейших задач воспитания Гегель считал воспитание человека нравственного, сознающего свой долг и обязанности перед обществом и государством. Другая задача воспитания, вытекающая из первой, состоит в том, чтобы воспитать у детей самостоятельность, готовить их к самостоятельной жизни и деятельности.
Гегель считал, что воспитание должно носить общественный характер и контролироваться гражданским обществом, так как целью воспитания является подготовка человека к жизни, протекающей в социуме выполнением гражданских обязанностей.
Обязанность родителей, по Гегелю, состоит не только в том, чтобы не противодействовать гражданскому, общественному воспитанию, но и в том, чтобы воспитание детей в семье отвечало нравственному идеалу.
«Услуги, которые родители в праве требовать от своих детей,- писал он,- могут иметь своей целью лишь их воспитание и относится лишь к последнему: они не должны превращаться в нечто самодовлеющее, ибо из всех вообще безнравственных отношений- отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное» Г.В.Ф.Геге ль
В основе теории воспитания Гегеля лежат образовательные меры и целенаправленные усилия, главная цель которых в конечном итоге приблизить воспитанника к общей цели познания и воли - цели, которая предполагает возможность нравственной деятельности и культуры. Задача нравственного воспитания, по Гегелю, состоит в том, чтобы «открыть человеку смысл морали»; из культивируемых воспитанием способностей две важнейшие: нравственность и разум
Воспитание и образование культурных людей, обладающих высокими нравственными качествами и знаниями, является, по Гегелю, важнейшей задачей педагогики. Нравственное воспитание должно проводится на примерах и своем собственном поведении.
Подводя итог, следует отметить, что мысли Гегеля о воспитание о образовании учащихся признаны педагогами во всем мире очень ценными в области интеллектуального, нравственного и гражданского воспитания молодежи, и является значительным вкладом в историю и теорию педагогической науки.
Источник: Интернет журнал «Проблемы современного образования» 2015, 2