Геóрг Фридрих Генедель
Геóрг Фри́дрих Ге́недель( ) немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.
В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».
Оперы Оперы Генделя – не просто концерты в костюмах, сочиненные лишь для того, чтобы модные в то время певцы-кастраты (мужские сопрано и альты) и примадонны могли продемонстрировать свою виртуозность. С 1705 по 1738 композитор уделял этому жанру подавляющую часть своей творческой энергии.
Оратории Драматургические приемы, выработанные в опере, Генедель перенес в свои оратории. Они отличаются от его опер отсутствием актерской игры и декораций; употреблением английского языка вместо итальянского; свободным введением хоров. Чаще всего в ораториях используются религиозные сюжеты из Ветхого Завета, но музыка здесь скорее драматическая, нежели церковная, а в ряде случаев сюжеты вовсе не связаны с христианством.
Другие хоровые жанры Жанровый диапазон хоровой музыки Генделя весьма широк: от двух циклов немецких пассионов и английских серенат и од до итальянских камерных кантат для сольных голосов, дуэтов и трио.
Церковную музыку композитора имеет смысл разделить на три категории, весьма различающиеся по стилю: Первая категория – несколько ранних католических псалмов, в основном сочиненных в Италии; Вторая категория – музыка англиканской церкви, созданная по поводу крупных исторических событий; Третья категория состоит из одиннадцати менее монументальных т.н. Чандосских антемов скорее напоминающих по форме немецкие церковные кантаты, нежели любой из видов английских антемов.
Инструментальные произведения Инструментальные произведения Генделя обладают многочисленными достоинствами, но все же уступают по качеству его хоровым опусам. Вершины камерно-инструментального творчества композитора – его сонаты для солирующих инструментов и трио-сонаты, выполненные в итальянском стиле, но несомненно менделевские по духу. Трио-сонаты более поверхностны и во многом состоят из заимствований ранней музыки. Главный шедевр инструментального творчества композитора – монументальный цикл из 12 кончерто гроссо для струнных; рядом с ним можно поставить только некоторые фрагменты Музыки на воде.
Генедель отличался консерватизмом. Так, его оперы целиком относятся к жанру неаполитанской оперы начала 18 в. Генедель дожил до эпохи, в которой тон задавали мангеймские симфонисты, но в его творчестве почти не слышны следы их влияния. Новое у Генделя, всегда было ярко индивидуальным и никак не было связано с веяниями музыкальной моды. Например, неповторимая английская оратория – в полной мере создание Генделя. Устаревший уже при жизни композитора стиль Генделя не оказал непосредственного воздействия на музыкальный процесс. Прошло тридцать лет, прежде чем Моцарт открыл для себя Генделя и переоркестровал Мессию, и около сорока лет, прежде чем Гайдн пошел генделевским путем в оратории Сотворение мира.
Список использованной литературы Грубер Р.И. Генедель. Жизнь и творчество. Л., 1935 Роллан Р. Генедель. – В кн.: Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1987