Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный аграрный университет имени В. Я. Горина» «Инновационные технологии обучения и контроля в условиях информатизации образования» Выполнила студентка 26-ЭПО группы Субочева Наталья Сергеевна Научный руководитель: канд. философ. наук, доцент Белозерова И. А.
Цель, задачи Цель: проанализировать роль инновационных технологий и контроля в условиях информатизации образования. Задачи: 1) Определить содержание понятия «инновационные технологии». 2)Проанализировать необходимость новых технологий в обучении. 3)Интернет - технологии обучения. 4) Влияние инновационных технологий на образовательный процесс.
Содержание понятия «инновационные технологии». Термин «инновация» был введён в оборот ещё в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику. С точки зрения менеджмента инновация - мощный инструмент предпринимательской деятельности, механизм саморазвития предприятия. В философском плане инновация - это элемент качественного изменения системы, перевод, причем контролируемый, из одного состояния в другое. Инновационные технологии в образовании – это некий механизм, при помощи которого задействованы новые средства и способы образовательной системы, воплощаемые в реальном мире.
Возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей, требуют создания новых условий и методик обучения, которые и являются основой новых образовательных технологий. Следует отметить также возрастающую роль самоподготовки при формировании высококвалифицированного специалиста. Следовательно, растет необходимость создания новых форм представления обучающего материала, методик работы с новыми средствами обучения и способов управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося. Как видим, потребность в новых технологиях обучения актуальна. Необходимость новых технологий в обучении.
Первые попытки построения учебного процесса с применением ЭВМ внесли много нового и позволили получить такие знания, которые сложно представить/донести обычным традиционным способом обучения, это относится, в первую очередь, к машинной графике и ее возможностям.
Еще одна очень интересная сторона использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при организации учебного процесса заключается в том, что компьютеризация сформулировала новые высокие требования к внутренним механизмам ответственности за активизацию познавательной деятельности самих обучающихся.
Использование компьютеров в учебном процессе развивает не только познавательную деятельность, но и формирует свою мотивационную, эмоциональную, коммуникативную среду. Рассматривая значение компьютера в личностном аспекте, следует отметить неоднозначность влияния последнего на развитие личности. Психологи отмечают противоречивые последствия влияния неуправляемого использования компьютера на развитие мышления и поведение личности, особенно в школьном возрасте. Как отмечает доктор психологических наук О.К. Тихомиров: 1) компьютеризация, способствуя усилению логического мышления, сопровождается подавлением интеллектуального начала в мышлении; 2) компьютеризация может дать новые знания, а с другой стороны - дать мощный стимул развитию внешне престижной мотивации; 3) компьютеризация - средство более полного освоения мира и средство ухода от него.
Интернет - технологии обучения В нашей стране наиболее активные изменения в области внедрения информационных технологий в образование начались в 1990-х годах внедрением в систему образования глобальной сети Интернет. Появилось новое понятие - Интернет-образование - сетевые компьютерные технологии обучения. Технологии сетевого компьютерного обучения позволяют принципиально изменить отношение к получению образования, необходимости непрерывного повышения своего культурно-образовательного уровня на протяжении всей своей жизни. В последнее время все чаще компьютерные сетевые технологии обучения называют Интернет-технологиями обучения или E-leaming. На рисунке 4 представлены возможности Интернет-технологий в образовании.
Возможности Интернет- технологий в образовании
Влияние инновационных технологий на образовательный процесс Как показывает опыт внедрения новой технологии обучения, положительные результаты при внедрении компьютерных технологий обучения дает организация занятий на основе рационального сочетания индивидуальных, групповых (малых групп) и коллективных форм обучения; видоизменение характера общения между преподавателями и обучающимися, использование личностно-деятельностной модели и личностно ориентированного подхода в обучении. Компьютерные технологии обучения и контроля становятся основой инновационных образовательных технологий, поскольку позволяют реализовать индивидуальные запросы обучающегося, обеспечивают развитие личности и повышают уровень доступности получения образования и непрерывного повышения квалификации.
Вывод: Опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Таким образом, сегодня педагог современной школы, работая с молодым поколением, сам должен идти в ногу со временем. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.
Спасибо за внимание.