Тема 6 Школа и педагогика в Западной Европе и России в Средние века Доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, к.п.н. Семченко Александр Сергеевич Доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, к.п.н. Семченко Александр Сергеевич Учебные вопросы: 1.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века. 2.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVI в. Учебные вопросы: 1.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века. 2.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVI в.
Литература: 1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., – С.146 – Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., – 447 с. 3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., – 603 с. 4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., – 512 с. 5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., – Ч.1 – Гл.4. – С.60 – 183.
Дополнительная литература
Вопрос 1 Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века Вопрос 1 Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия была прямой наследницей эллинско-римской культуры и образованности.
Этапы развития образования и педагогической мысли в Византии 1 этап: (IV – IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. 2 этап: (IX – XII вв.) известен как наивысший подъем просвещения. 3 этап: (XII – XV вв.) просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе.
1-я ступень – элементарное образование Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в 5–7-летнем возрасте и длилось 2–3 года. Такое образование давалось в школах грамоты. Система образования в Византии
2-я ступень – образование выше элементарного Его давали грамматические школы, которые могли быть церковными и светскими, частными и государственными. В школах обучались дети с 10–12 лет до 16–17- летнего возраста, т.е. 5–6 лет. Система образования в Византии
3-я ступень обучения – высшая школа Была открыта в Константинополе в 425 г. и называлась Аудиториум (от лат. audire – слушать). С IX в. ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императору. Ведущим направлением константинопольской высшей школы было освоение античного наследия. Занятия проводились в форме публичных диспутов. Система образования в Византии
Ступени образования – школы грамоты – начальные учебные заведения – высшие школы – кружки-салоны – монастырские высшие школы – грамматические школы – церковные, светские (частные, государственные) школы Система образования в Византии
Василий Кесарийский Максим Исповедник Кирилл и Мефодий Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Михаил Пселл Византийские мыслители и просветители
Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековья Абецедарий – букварь, содержащий только буквы и слоги Псалтирь – книга псалмов
Монастырские школы Курс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков религиозной философии. Позже в него были включены арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Средневековые школы в Западной Европе
Соборные школы Преподавался полный курс средневековых наук, который получил название, как и в римском образовании, семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Кроме всех этих предметов преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук». Средневековые школы в Западной Европе
Обучение во всех типах средневековых школ было тяжелым испытанием для учеников. Виной этому была методика обучения, основанная на механической памяти, богослужебные книги на латинском, а не на родном языке, отсутствие коллективной работы в классе. Неуспешность учеников в обучении порождала многочисленные наказания. Школьную жизнь характеризовало выражение «sub virga degere» - «жить под розгой».
Средневековые школы в Западной Европе Цеховые школы Возникли в Западной Европе в XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в образовании. Давали начальное образование. Обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества.
Гильдейские школы Создавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов (гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило практическую направленность. Средневековые школы в Западной Европе
В XVXVI вв. цеховые и гильдейские школы слились в городские или бюргерские, перешедшие на содержание городских магистратов (самоуправлений).
Система рыцарского воспитания Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде; фехтованию; владению копьем и луком (арбалетом); плаванию; соколиной охоте; сложению стихов в честь дамы сердца (сюзерена); игре в шахматы; а также придворному этикету.
Система рыцарского воспитания В 21 год рыцарь принимал посвящение Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых испытаний и подвигов: войн, охот, участий и побед в рыцарских турнирах.
Трактат Винцента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей» Автор высказывал прогрессивные для своей эпохи идеи: о развитии путем специальных упражнений, унаследованных человеком от природы способностей и дарований; о необходимости формировать у детей привычку сочетать слово и дело, гармонизировать их друг с другом, о важности обеспечивать соответствие чтения учащихся их возрасту и уровню общеобразовательной подготовки и т. п.
Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Гуго Сен-Викторский (1096–1141 гг.) – французский философ, богослов, педагог Написал сочинение «Дидаскалион» («искусство читать», то есть, как учиться и как обучать), представляющее собой школьную программу (семь свободных искусств) и духовное руководство. Его педагогическое рвение распространялось также на послушников, которым он посвятил самоучитель, дававший им возможность получить элементарные знания в стенах монастырей. Оставил нам копии прочитанных им курсов, большую переписку, в частности, со святым Бернаром, и духовные трактаты.
Университеты Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые впоследствии назвали университетами (от лат. Universilas – совокупность). Такое название произошло от того, что первые университеты были общинами, которые объединяли учителей и учеников (ученики называли университет «альма матер» – ласковая мать). Университеты учреждались церковной или светской властью. Получив специальные документы – привилегии, подписанные римскими папами или царствующими особами, они приобретали автономию. Студенты освобождались от военной службы.
Салернская врачебная школа Салернская врачебная школа –первая медицинская школа в Западной Европе, возникшая в IX веке. В I половине XI в. на ее базе был основан самый первый в Европе университет (точнее, медицинский факультет).
Болонский университет В конце XI в. болонский ритор Ирнерий, основал первую юридическую школу. В конце XII в. школа Ирнерия превратилась в университет – учёную корпорацию, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами.
Факультеты В Болонском университете было четыре факультета, один из них, «артистический», считался подготовительным (изучали «семь свободных искусств»). Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбу на старших факультетах – юридическом, медицинском и богословском. Юристы и медики учились 5 лет, а богословы – 15.
Магистры и доктора Звание магистра (или доктора) присваивалось после экзамена-диспута, когда нового «мастера» облекали в мантию и вручали ему кольцо и книгу – символ науки.
Колледжи Римские папы наделяли докторов бенефициями – доходами от церковного имущества; они строили и общежития для бедных студентов, «коллегии»; позднее доктора стали читать в этих коллегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения – колледжи.
Сорбонна Если считать университетом единую корпорацию студентов и профессоров по различным дисциплинам, то было бы правильнее считать первым Парижский университет, основанный в 1208 году. В 1257 году теолог Робер де Сорбон, основал в Париже богословский колледж для детей из бедных семей. В 1554 году колледж получил название Сорбонна и постепенно объединился с теологическим факультетом Парижского университета. В XVII веке название Сорбонна распространилось на весь Парижский университет.
Оксфорд Точная дата основания Оксфордского университета неизвестна. Обучение в Оксфорде велось ещё с 1117 года. В середине XIII века частными благотворителями были созданы колледжи (University College, Balliol College, Merton College), чтобы жить как самостоятельное ученическое сообщество (сейчас в университете 38 колледжей). Оксфорд с XIV века использует в обучении уникальную систему тьюторства – над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом по выбранной специальности
Кембридж Кембридж был основан в 1209, когда группа студентов Оксфорда, спасаясь от враждебно настроенных горожан, мигрировала в городок, расположенный на реке Кем. Первоначально университет существовал в виде групп домов-«колледжей», в которых жили студенты и посещали лекции ученых (сейчас в университете 31 колледж). Университеты Кембриджа и Оксфорда часто вместе называют «Оксбридж». У этих университетов имеется долгая история соперничества друг с другом.
Вопрос 2 Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVI в. Вопрос 2 Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVI в.
Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863 г. Воспитание и обучение у древних славян
Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, прежде всего мать, развивалось и домашнее обучение «мастера грамоты» учителя учили детей на дому. Такое обучение называли еще и «школами грамоты». Воспитание и обучение у древних славян
В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения как ученичество (учащиеся жили в семье ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте, помогали по хозяйству, приобретали нравственно религиозные качества, соответствующие духу новой семьи). Воспитание и обучение у древних славян
Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв. Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы.
Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв. Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела.
Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв. При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переводные с греческого рукописные книги.
Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв. Педагогическая мысль средневековой Руси вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела", "Домострой", "Послание Геннадия" и др.
о строении духовном («Как веровати»); о строении мирском («Как царя чтити»); о поведении в гостях и за столом; о поведении в храме; об управлении хозяйством («О строении домовном»); об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»); о соблюдении вещей; кулинарная группа. Домострой
Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв. В вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты, но их было не достаточно, и народные массы пользовались услугами «мастеров грамоты». В конце 16 века на Руси появились первые печатные книги учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров.
Благодарю за внимание!
Тестовые задания 1. Педагогическая мысль Византии была представлена именами известных христианских теологов: а) Эпикур, Зенон; б) Сократ, Платон; в) В. Кесарийский, И. Златоуст; г) Сенека, Квинтилиан. 2. Букварь в средневековой школе назывался: а) Хрестоматия;в) Псалтырь; б) Абецедарий;г) Дидаскалион. 3. Обучение в западноевропейской средневековой школе велось на: а) родном языке; в) древнегреческом языке; б) латинском языке;г) французском языке. 4. Направление в средневековой философии, считавшее основной задачей теоретическое обоснование догм христианской религии, называлось: а) софистика;в) схоластика; б) пансофия;г) майевтика.
Тестовые задания 5. Блестящей энциклопедией по вопросам воспитания и обучения называют средневековый трактат «Об обучении детей благородных особ», принадлежащий: а) Винценту де Бове; б) Гюго Сен-Викторскому; в) Витторино да Фельтре; г) Ансельму Кентерберийскому. 6. Воспитание семи добродетелей было характерно для системы воспитания: а) афинской; в) рыцарской; б) спартанской;г) римской. 7. В эпоху раннего средневековья существовали следующие типы школ: а) цеховые, гильдейские, городские; б) приходские, монастырские, соборные; в) элементарные, грамматические, риторические; г) палестра, гимнасий, эфебия. 8. Обучение в школах раннего средневековья строилось как работа ученика с учителем: а) индивидуальная;в) коллективная; б) групповая;г) классно-урочная.