Смысл жизни человека Выполнила : студентка гр. В -11 Румянцева Татьяна Преподаватель : Емельянова Т. Н.
Мы полагаем, и для этого есть весомые основания, что человек – продукт природы, планетарно - космическое существо, он – результат эволюции всего живого. Влияние на его психофизическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и др. воздействие огромно. Социум может существовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гармония с природой – необходимое условие жизни человека. Вместе с тем, человек зависит и от общественных отношений.
Он сам является их продуктом и одновременно их творцом. Сущность человека – это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно - исторической обстановкой.
Как явление человек богаче сущности, он биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его – относительно стабильное – главное качество, второе - способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих : биологического ( анатомо - физиологичейские задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т. п.) психического ( чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т. д.) социального ( мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.)
Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он – существо уникальное ( открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное ), универсальное ( морфологически способное к любому виду деятельности ), целостное ( интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала ). Человек – это живая система. ЧЕЛОВЕК - ЖИВАЯ СИСТЕМА ПСИХИЧЕСКОЕБИОЛОГИЧЕСКОЕСОЦИАЛЬНОЕ
Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концепции человека, социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет как в филогенезе, так и в онтогенезе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции « биологическое - социальное », которая нередко формулируется как в частных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству ( социал - дарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), либо – к социологизаторству ( догматический марксизм, концепция « чистой доски » и др.), что в обоих случаях вызывает определенные сомнения.
Человек – многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения. Концепция человека Субъективистич ейские Объективистичейские Диалектико - материалистическая
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по - разному.
Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по - разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку, наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой эпохи.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия, но и от его возрастных особенностей : в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях : прошлое ( ретроспекция ), настоящее ( актуализация ) и будущее ( проспекция ). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенным среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
Концепция смысла жизни ГЕДОНИЗМ ( Жизнь – значит наслаждаться ) ЭВДЕМОНИЗМ ( Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека АСКЕТИЗМ ( Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов ) ЭТИКА ДОЛГА ( Жизнь – это самопожертвование, альтруизм, во имя служения идеалу ) УТИЛИТАРИЗМ ( Жизнь – значит из всего извлекать пользу ) ПРАГМАТИЗМ ( Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения )
Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный, осознанный выбор тех ценностей, которые ( по Э. Фромму ) ориентируют человека не на то, чтобы иметь ( установка обладания ), а на то, чтобы быть ( установка на использование всех человеческих потенций ). Иными словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем большее влияние она оказывает на окружающих ее людей, социокультурную среду. Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.
БИБЛИОГРАФИЯ : Т. Н. Емельянова, О. Н. Грищенко Т. Н. Емельянова, О. Н. Грищенко « ФИЛОСОФИЯ, курс лекций » Абакан, 2013