Модель Хекшера- Олина - Самуэльсона и новейшие теории внешней торговли Бахраддинова Айдана, УА-201
В 20-х-30-х годах XX века наибольший вклад в теорию международной торговли сделали шведские ученые Эли Хекшер и его ученик Бертил Олин. Они создали теорию международной торговли, которая позже получила название теоремы Хекшера-Олина. Теория Хекшера-Олина включает несколько положений, которые касаются особенностей функционирования факторов производства. Во-первых она допускает постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой дополнительной затраты фактора производства. Скажем, если численность работников, которые выращивают сахарную свеклу вырастет на 10%, то объем производства увеличится на меньшую величин) '. А дальнейшие увеличения численности работающих давать еще меньше приросты объема производства. Д.Рикардо, в отличие от Хекшера и Олина, исходил из постоянной величины предельной полезности каждой дополнительной затраты фактора производства. Есть и такие его последователи, которые считают, что в отдельных случаях, и прежде всего в условиях массового производства, предельная полезность каждой из дополнительных затрат фактора производства зарастая. Во-вторых, теорема Хекшера-Олина предполагает одинаковую структуру потребления, одинаковые вкусы и привычки населения, одинаковые производственные условия производителей, неизменные тарифы, транспортные и другие витрати.
Концепция Хекшера-Олина развил известный американский экономист Пол Самуэльсон. Он установил, что в результате взаимной торговли происходит выравнивание не только относительных цен на товары, но и выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства. Во гомогенность капитала понимают капитал, который характеризуется одинаковой производительностью и риском, а под гомогенность труда понимают труд, характеризуется одинаковым уровнем подготовки, образования и продуктивности. Поскольку концепция выравнивания цен на факторы производства базируется на теореме Хекшера-Олина, постольку в экономической литературе ее называют теоремой Хекшера- Олина-Самуельсона. Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона имеет определенную ограниченность, поскольку носит сугубо абстрактный характер, основываясь на предположениях, что оба товара производятся в обеих странах, что технологии в обеих странах одинаковы, что существует абсолютная мобильность факторов производства и товаров. Поэтому она неоднократно подвергалась эмпирическим проверкам на базе статистических данных и применительно к разных стран, товаров и факторов виробництва. Так, известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев дважды делал такие расчеты и дважды приходил к выводу, что теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается, поскольку трудонасичени страны экспортируют капиталомистську продукцию, тогда как капиталонасичени - трудомистську. В литературе этот вывод получил название "парадокса Леонтьева".
Моделям Хекшера-Олина-Самуэльсона, как и многим другим современным неоклассическим концепциям внешней торговли, противостоят новейшие теории, которые не связаны с теорией сравнительных преимуществ и теорией соотношения факторов производства. Суть теории эффекта масштаба сводится к положению о том, что торговля между странами обусловливается специализацией, которая вызвана не сравнительными преимуществами, а экономикой масштаба, т.е. таким развитием производства, при котором рост затрат факторов производства на единицу приводит к росту производства более, чем на единицу. Экономика эффекта масштаба выходит из общеизвестного положения политической экономии, согласно которому рост масштаба производства приводит к снижению себестоимости единицы товара, поскольку создает предпосылки для внедрения и углубления специализации, относительно уменьшает расходы на управление, создает предпосылки для сокращения расходов при улучшении качественных характеристик товара (например, расходы на создание более мощных станков в среднем составляют лишь 60-70% от каждой единицы прироста его мощности).
При этом теория эффекта масштаба показывает, что структурные сдвиги, которые приводят к большему росту производства по сравнению с ростом затрат факторов, могут быть внешними по отношению к отдельной фирмы- производителя и внутренними, если они происходят внутри самой фирмы. В связи с этим принято различать внешний эффект масштаба, т.е. снижение затрат на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом, и внутренний эффект масштаба, т.е. снижение затрат на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее виробництва. Внешний эффект масштаба имеет место тогда, когда растет количество фирм, производящих одинаковый товар. При этом размер фирм остается неизменным. При таких условиях на рынке, как правило, имеет место совершенная конкуренция, а это значит, что экспортеры могут продать любые объемы товара по рыночной цене, на которую они не могут влиять. Внутренний эффект масштаба имеет место тогда, когда объем производства товара остается неизменным, а количество фирм, его производят, уменьшилась. При таких условиях, как правило, возникает несовершенная конкуренция, при которой фирмы-производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. Особым случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия, т.е. такая ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своего товара. Правда, подобные случаи встречаются редко. В настоящее время более частым явлением является существование олигополии, т.е. существование нескольких фирм, производящих продукцию одного вида и каждая из них может влиять на цены. При этом их товары не являются абсолютно одинаковыми, т.е. они различаются некоторыми характеристиками (например, различные модели автомобилей, холодильников, телевизоров и т.д.).