Модель Хекшера- Олина - Самуэльсона и новейшие теории внешней торговли Бахраддинова Айдана, УА-201.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
До середины 20 века анализ МРТ и международной торговли проводился главным образом в рамках концепций, так или иначе «завязанных» на сравнительных преимуществах.
Advertisements

Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
ТЕОРИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ХЕКШЕРА - ОЛИНА. Выполнила : Студентка группы УО -31 Скалозуб Дарья.
* Роберт Мертон Солоу (род. 23 августа 1924, Бруклин, Нью-Йорк) американский экономист еврейского происхождения. * Лауреат Нобелевской премии 1987 г.
Экономические причины появления городов Экономисты выделяют две основные экономические причины появление городов: 1) сравнительное преимущество, которое.
ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ 1.Теоретические основы международной торговли 2.Сущность, формы и показатели развития международной торговли.
Лекция 6. Альтернативные теории международной торговли Выполнила Кенжебаева З.С.
Производство и издержки 1.Предприятие (фирма) в рыночной экономике. 2.Классификация предприятий. 3. Издержки, их классификация. 4. Цели, задачи и формы.
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
Производство экономических благ Лекция. Производственная функция Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией: Q = f.
Тема 1 «Общая характеристика рыночной экономики» ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ.
ТЕМА 7 Теория производства. Вопросы: 1. Основные категории анализа 2. Производство с одним переменным фактором 3. Выбор производственной технологии.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Глава 3. Экономика фирмы Урок 3. Постоянные и переменные ресурсы. Показатели выпуска фирмы.
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
ТЕМА 5. Теория производства 5.1. Производство и его факторы. Производственная функция Общая, средняя и предельная производительность. Закон падающей.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Транксрипт:

Модель Хекшера- Олина - Самуэльсона и новейшие теории внешней торговли Бахраддинова Айдана, УА-201

В 20-х-30-х годах XX века наибольший вклад в теорию международной торговли сделали шведские ученые Эли Хекшер и его ученик Бертил Олин. Они создали теорию международной торговли, которая позже получила название теоремы Хекшера-Олина. Теория Хекшера-Олина включает несколько положений, которые касаются особенностей функционирования факторов производства. Во-первых она допускает постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой дополнительной затраты фактора производства. Скажем, если численность работников, которые выращивают сахарную свеклу вырастет на 10%, то объем производства увеличится на меньшую величин) '. А дальнейшие увеличения численности работающих давать еще меньше приросты объема производства. Д.Рикардо, в отличие от Хекшера и Олина, исходил из постоянной величины предельной полезности каждой дополнительной затраты фактора производства. Есть и такие его последователи, которые считают, что в отдельных случаях, и прежде всего в условиях массового производства, предельная полезность каждой из дополнительных затрат фактора производства зарастая. Во-вторых, теорема Хекшера-Олина предполагает одинаковую структуру потребления, одинаковые вкусы и привычки населения, одинаковые производственные условия производителей, неизменные тарифы, транспортные и другие витрати.

Концепция Хекшера-Олина развил известный американский экономист Пол Самуэльсон. Он установил, что в результате взаимной торговли происходит выравнивание не только относительных цен на товары, но и выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства. Во гомогенность капитала понимают капитал, который характеризуется одинаковой производительностью и риском, а под гомогенность труда понимают труд, характеризуется одинаковым уровнем подготовки, образования и продуктивности. Поскольку концепция выравнивания цен на факторы производства базируется на теореме Хекшера-Олина, постольку в экономической литературе ее называют теоремой Хекшера- Олина-Самуельсона. Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона имеет определенную ограниченность, поскольку носит сугубо абстрактный характер, основываясь на предположениях, что оба товара производятся в обеих странах, что технологии в обеих странах одинаковы, что существует абсолютная мобильность факторов производства и товаров. Поэтому она неоднократно подвергалась эмпирическим проверкам на базе статистических данных и применительно к разных стран, товаров и факторов виробництва. Так, известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев дважды делал такие расчеты и дважды приходил к выводу, что теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается, поскольку трудонасичени страны экспортируют капиталомистську продукцию, тогда как капиталонасичени - трудомистську. В литературе этот вывод получил название "парадокса Леонтьева".

Моделям Хекшера-Олина-Самуэльсона, как и многим другим современным неоклассическим концепциям внешней торговли, противостоят новейшие теории, которые не связаны с теорией сравнительных преимуществ и теорией соотношения факторов производства. Суть теории эффекта масштаба сводится к положению о том, что торговля между странами обусловливается специализацией, которая вызвана не сравнительными преимуществами, а экономикой масштаба, т.е. таким развитием производства, при котором рост затрат факторов производства на единицу приводит к росту производства более, чем на единицу. Экономика эффекта масштаба выходит из общеизвестного положения политической экономии, согласно которому рост масштаба производства приводит к снижению себестоимости единицы товара, поскольку создает предпосылки для внедрения и углубления специализации, относительно уменьшает расходы на управление, создает предпосылки для сокращения расходов при улучшении качественных характеристик товара (например, расходы на создание более мощных станков в среднем составляют лишь 60-70% от каждой единицы прироста его мощности).

При этом теория эффекта масштаба показывает, что структурные сдвиги, которые приводят к большему росту производства по сравнению с ростом затрат факторов, могут быть внешними по отношению к отдельной фирмы- производителя и внутренними, если они происходят внутри самой фирмы. В связи с этим принято различать внешний эффект масштаба, т.е. снижение затрат на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом, и внутренний эффект масштаба, т.е. снижение затрат на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее виробництва. Внешний эффект масштаба имеет место тогда, когда растет количество фирм, производящих одинаковый товар. При этом размер фирм остается неизменным. При таких условиях на рынке, как правило, имеет место совершенная конкуренция, а это значит, что экспортеры могут продать любые объемы товара по рыночной цене, на которую они не могут влиять. Внутренний эффект масштаба имеет место тогда, когда объем производства товара остается неизменным, а количество фирм, его производят, уменьшилась. При таких условиях, как правило, возникает несовершенная конкуренция, при которой фирмы-производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. Особым случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия, т.е. такая ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своего товара. Правда, подобные случаи встречаются редко. В настоящее время более частым явлением является существование олигополии, т.е. существование нескольких фирм, производящих продукцию одного вида и каждая из них может влиять на цены. При этом их товары не являются абсолютно одинаковыми, т.е. они различаются некоторыми характеристиками (например, различные модели автомобилей, холодильников, телевизоров и т.д.).