Марина Ивановна Цветаева
Детские годы. Родилась в московской профессорской семье: отец И.В. Цветаев, создатель музея изящных искусств, мать М.А. Мейн, пианистка, ученица А.Г. Рубинштейна. Огромное значение в воспитании детей мать придавала музыкальному образованию. Цветаева писала: «Мать залила нас музыкой». Детство, юность и молодость прошли в Москве и старой Тарусе, отчасти и за границей (в Италии, Швеции, Германии). Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне. В 1910 году, тайком от родителей, она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом ». Он стал историей ее законченного детства. Родилась в московской профессорской семье: отец И.В. Цветаев, создатель музея изящных искусств, мать М.А. Мейн, пианистка, ученица А.Г. Рубинштейна. Огромное значение в воспитании детей мать придавала музыкальному образованию. Цветаева писала: «Мать залила нас музыкой». Детство, юность и молодость прошли в Москве и старой Тарусе, отчасти и за границей (в Италии, Швеции, Германии). Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне. В 1910 году, тайком от родителей, она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом ». Он стал историей ее законченного детства.
Становление поэта. Значительное влияние на раннюю поэзию оказал В. Я. Брюсов. Не менее существенное воздействие оказали поэтической и художественный мир дома М.А. Волошина в Крыму (г. Коктебель). Стихи начала писать с шести лет. Значительное влияние на раннюю поэзию оказал В. Я. Брюсов. Не менее существенное воздействие оказали поэтической и художественный мир дома М.А. Волошина в Крыму (г. Коктебель). Стихи начала писать с шести лет. Первая книга появилась в то время, которое принято называть серебряным веком русской поэзии. «Вечерний альбом» поражал искренностью, отсутствием литературных влияний. Критики отмечали дневниковый характер книг. М. Волошин увидел в этом ее главное достоинство, В. Брюсов – недостаток. Первая книга появилась в то время, которое принято называть серебряным веком русской поэзии. «Вечерний альбом» поражал искренностью, отсутствием литературных влияний. Критики отмечали дневниковый характер книг. М. Волошин увидел в этом ее главное достоинство, В. Брюсов – недостаток.
Особенности поэтического стиля. Свойственные поэзии Цветаевой исповедь, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэзии Цветаевой явилось интонационное и ритмическое разнообразие. Стихотворения изобилуют знаком тире, часто заменяющим опускаемые слова. Свойственные поэзии Цветаевой исповедь, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэзии Цветаевой явилось интонационное и ритмическое разнообразие. Стихотворения изобилуют знаком тире, часто заменяющим опускаемые слова.
Цветаева – прозаик. В собрании сочинений Цветаевой ее проза занимает два больших тома – больше, чем стихи: дневниковая проза, автобиографическая проза, воспоминания о современниках, эссе, статьи. Деление на жанры достаточно условно. Ибо вся проза Цветаевой (как и вся поэзия) – дневник души автора. (Недаром сама Цветаева считала, что вся её проза автобиографичнаяя). В собрании сочинений Цветаевой ее проза занимает два больших тома – больше, чем стихи: дневниковая проза, автобиографическая проза, воспоминания о современниках, эссе, статьи. Деление на жанры достаточно условно. Ибо вся проза Цветаевой (как и вся поэзия) – дневник души автора. (Недаром сама Цветаева считала, что вся её проза автобиографичнаяя). Цветаева.М.И
Обращение к будущему поколению. Талант – это поручение свыше, считала Марина Цветаева. Она знала, что ей поручено создать, донести до будущих поколений образ той России, которой уже Талант – это поручение свыше, считала Марина Цветаева. Она знала, что ей поручено создать, донести до будущих поколений образ той России, которой уже «…на карте – Нет, в пространстве - Нет». в пространстве - Нет».
В окружении любимых людей. Муж. Ее избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль – быть не только супругом, но и музой своей жены. Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены к Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним. Ее избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль – быть не только супругом, но и музой своей жены. Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены к Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним. Не слушая о тайне сходства душ, Не слушая о тайне сходства душ, Ни всех тому подобных басен, Всем говорить, что у меня есть муж, Всем говорить, что у меня есть муж, Что он прекрасен! Что он прекрасен! Цветаева М И. Сергей Эфрон
В окружении любимых людей. Дети.. М И Цветаева с дочерью Ариадной. Цветаева с сыном Георгием. Дочери Цветаевой Аридна и Ирина
Конец пути. В 1937 г Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на Родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же году муж и дочь были арестованы ( С.Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после 15 лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы, ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась найти поддержку со стороны писателей. Покончила жизнь самоубийством.
Памятник Цветаевой в городе Таруса.