Устное народное творчество, как эффективное средство в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Колесова Н.Н. МОУ для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа, детский сад 47 «Веселый дельфин». г. Нерюнгри
Цель: Поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития детей младшего возраста в системе работы по ознакомлению их с окружающим миром, и развитию речи с использованием фольклора.
Задачи:
Стихи, потешки, песенки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую и речевую среду, которая благоприятствует освоению языка, а также развитию восприимчивости к звучанию художественного слова.
- отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека - для ознакомления с домашними животными, имитирующими действия человека и его виды деятельности - для ознакомления с дикими животными, имитирующими действия человека Фольклорные тексты подбираем в следующем варианте:
олицетворяющие природу Олицетворя ющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких» построенные на парадоксе потешки- небылицы имеющие прямое обращение к ребенку по имени
Знакомя детей с явлениями природы, используем заклички, приговорки как игровой прием, что привлекает внимание детей к природе, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
«Радуга – дуга, пришли нам дождя».
«Дождик, дождик, пуще, дам тебе я гущи».
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко. Насыплю горошка».
Использование фольклора с участием рук и пальчиков, помогает детям лучше запомнить текст, речь детей становится более выразительной, внятной.
Результаты, полученные в процессе работы по речевому развитию детей младшего возраста с использованием устного народного творчества:
Потешки помогли малышам приобрести навыки в бытовых процессах. У «замкнутых» детей появилась потребность в общении. Произошло формирование имитивных способностей. Дети стали проявлять интерес к малым формам фольклорного жанра. Произведения устного народного творчества помогли расширить знания детей об окружающем мире.