Богатство разнообразие социальной тематики к живописи реализма
Социальная тематика в живописи реализма. Социальная тематика в живописи реализма. Реали́зм эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Направление в живописи XIXXX веков Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму. Направление в живописи XIXXX веков
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе ( ), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан- Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления натурализм и импрессионизм. Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями:
В середине 1860-х годов В.Г. Перов отказывается от сатиры, свойственной его более ранним произведениям. Главным мотивом его творчества отныне становится чувство сострадания несчастным, обездоленным. Недаром его ученик, художник М.В. Нестеров, назвал Перова истинным поэтом скорби.
В картине «Тройка» драматическая, даже трагическая тема главенствует. Художник обращается к зрителю, рассчитывая на его эмоциональное восприятие, сопереживание. Изможденные дети, два мальчика и девочка, из последних сил везут на санях обледенелую бочку с водой. Сердобольный прохожий пытается помочь им, подталкивая бочку сзади. Выражению лиц обессиленных детей соответствует городской пейзаж с монастырскими стенами, страшной тенью надвигающимися на зрителя. Мрачный город, пронизывающая воздух серая мгла вызывают ощущение холода, беспросветной тоски. В вихрях снежной метели, в сгущающихся сумерках тонет дальний план картины. Диагональная композиция сообщает всей сцене движение.
В.Г. ПЕРОВ. ТРОЙКА П.А. Федотов. Зимний день. 20-я линия Васильевского острова. 1850–1851 Федотов известен зрителю, прежде всего, как яркий представитель критического реализма в живописи, автор небольших жанровых полотен из жизни «бедных людей»: горожан, мелких чиновников, служащих, военных и мещан. Создавая своеобразную энциклопедию русской городской жизни, он сам был частью этой жизни. Среди его наследия есть один-единственный пейзаж – «Зимний день». В нем, по свидетельству друга Федотова А. Дружинина, художник изобразил их самих, идущих по 20-й линии Васильевского острова. Такое впечатление, что написан он был между делом прямо из окна комнаты (известно, что Федотов жил на 21-й линии Васильевского острова). В этом реалистическом пейзаже намечен путь к тому образу города, который утвердится в 1860-х годах, когда художники начнут изображать его мрачным, неприютным, отчуждающим человека.
В.Г. Перов. Монастырская трапеза. 1865–1876 Картину Василия Перова можно назвать наиболее ярким примером критического реализма в русском искусстве 1870-х годов. Изображая монашескую трапезу, художник намеренно наделяет ее участников отрицательными чертами, заостряя алчность и жадность, потому что главная цель картины – это обличение духовенства, забывшего заповеди Христа. Для усиления контраста Перов использует прием контр-сопоставления: иконы, распятие с Христом и жирующие монахи; нищая женщина с детьми и богатая равнодушная барыня. Следует также заметить, что художники критического реализма уделяли мало внимания собственно живописным вопросам, что показательно и для этого полотна, написанного колористический бедно и суховато.
В.В. ПУКИРЕВ. НЕРАВНЫЙ БРАК В.В. Пукирев обратился к сюжету самой известной своей картины под влиянием жанровой живописи В.Г. Перова. «Неравный брак» – произведение переходного периода. По своему построению (большой формат, композиция, составляющая треугольник), картина тяготеет к академической традиции, сама же тема (социальная несправедливость, конфликт бедности и богатства, угнетенное положение женщины) навеяна новыми идеями 1860-х годов. Художник стремится с предельной ясностью выразить свою позицию, свое отношение к происходящему. Для большей наглядности он прибегает к контрастным сопоставлениям: юная невеста и рядом с ней старик жених, пышное подвенечное платье и печальное заплаканное лицо. Для усиления драматизма сцены Пукирев вводит в картину авто портретное изображение. Это молодой человек, стоящий со скрещенными на груди руками за спиной невесты, с бессильным негодованием и тоской взирающий на трагедию, совершающуюся на его глазах. Картина имела большой резонанс в обществе. Она даже стала предметом специальных прозаических сочинений.