Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 42» г. Кострома Проект «Приобщения детей к устному народному творчеству фольклору» Автор: воспитатель I квалификационной категории Курочкина Людмила Николаевна
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» К.Д. Ушинский
Краткая аннотация проекта Реализуя данный проект, я знакомлю детей с истоками русской народной культуры, жизнью и традициями русского народа. Через устное народное творчество приобщаю к многообразию старинных плясок, хороводов и музыкальных инструментов. Одним из самых ярких результатов проекта являются народные праздники, где дети, родители и педагоги показывают всё то, что узнали в ходе проекта. Проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Он основан на формировании чувства причастности детей к наследию прошлого.
Актуальность В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Дошкольный возраст – это период усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. В современной жизни наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота. Исключительно мал и примитивен порой словарный запас взрослых. Ценность устного народного творчества заключается в том, что оно таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности, с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Особенности проекта Проект долгосрочный Вид: творческий Возраст детей 3 – 7 лет (четыре возрастные группы) Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители. Проект составлен в соответствии с требованиями программ Парамонова Л.А., Алиева Т.И. «Истоки» и Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Проект составлен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, наглядности и постепенность его усложнения.
Основные приоритеты: Создание атмосферы национального быта Широкое использование фольклора Изучение народных традиций и праздников Русское декоративно-прикладное искусство Знакомство с русскими народными играми, танцами, песнями, хороводами. Русские народные инструменты
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Задачи: Задачи: - Формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе знакомства детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными народными праздниками. - Использование малых форм фольклора для развития речи у детей, мышления, памяти, воображения. - Развитие коммуникативных качеств детей посредством народных танцев, игр, забав. - Создание условий для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа. - Воспитывать чувство добра, отзывчивости, желания приходить на помощь близким. - Привлекать родителей к совместной работе по произведению жанров фольклора.
Структура проекта Проект 1. НОД 2. Посещение русской избы 3. Кружковая работа 4. Взаимодействие с родителями 5. Праздники и развлечения 6. Итоги реализации проекта
Формы проведения Традиционные Тематические Сюжетные Интегрированные Беседы Экскурсии
Форма Организации НОД Фронтальная Подгрупповая Индивидуальная
Мини - музей «Русская изба»
предметы быта
музыкальный уголок
кружковая работа Народный фольклор Изо деятельность «Народные промыслы» Кружок Кострома- моя малая родина
Волшебные Волшебство Герои злодеи Герои помощники Необычные испытания Волшебные предметы
Бытовые Герои простые люди Смешные ситуации Высмеиваются плохие черты характера Веселое настроение
О животных Герои животные Животные разговаривают Сильные защищают слабых Волшебные условия
Дидактические и развивающие игры
Изо деятельность
Кружок
Взаимодействие с родителями Активное участие родителей в совместных выставках изобразительного творчества и художественного труда; Оказание помощи: - в оснащении среды - в подготовке к народным праздникам - участие родителей в народных праздниках. Консультации по теме «Приобщение детей к народным традициям», «В каждом доме свои традиции».
История народного костюма
народные праздники и развлечения
Итоги реализации проекта Народные праздники Знание народных традиций и обрядов Знание истории народного костюма Умение водить хороводы, обыгрывать их Танцевать русские пляски, играть в народные игры, петь народные песни, частушки Бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества
Заключение Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа. Таким образом, можно заключить, что образовательная цель данного проекта состоит в приобщении детей ко всем видам русского народного фольклора.
Литература
Литература О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. «Детство-пресс», 2000.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. «Детство-пресс», Знакомство детей с русским народным творчеством: /Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «Детство-пресс», Знакомство детей с русским народным творчеством: /Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «Детство-пресс», Красна изба (М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова – СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», Красна изба (М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова – СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», Русские народные праздники М.Ю.Картушина Русские народные праздники М.Ю.Картушина Солнечный круг О.А.Ботякова «Детство-пресс», Солнечный круг О.А.Ботякова «Детство-пресс», Фольклорные праздники С.И.Мерзлякова Е.Ю.Комалькова (Москва 2001).Фольклорные праздники С.И.Мерзлякова Е.Ю.Комалькова (Москва 2001).
Спасибо за внимание