История возникновения правил дорожного движения. Международный язык дорожных знаков.
Древний Рим Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Гай Ю́лий Це́зарь паланкин
Частные извозчики В крупных городах стали появляться частные извозчики, количество которых росло не по дням, а по часам, но, при этом, качество обслуживания пассажиров было очень низким. Государственные органы приняли решение лицензировать извозчиков, выдавая им номера в случае выполнения определенных требований: извозчики и их лошади должны были опрятно выглядеть, каждый возница имел персональный номер, повозкам было запрещено останавливаться посреди улиц, а извозчики должны были "садиться за руль" только в трезвом виде. С появлением "конки" были изменены правила проезда перекрестков - тяжелые вагоны имели преимущества перед другими транспортными средствами. Частный извозчик Конка
XVIII век Никола Жозеф Кюньо, капитан французской армии, с самого раннего детства увлекался техникой и мечтал применить паровую машину на экипаже. В 1765 г. изобретатель испытал свою первую механическую повозку, перевозившую четырёх пассажиров со скоростью 9,5 км/ч. Никола Жозеф Кюньо
Первые светофоры Первый светофор был установлен в Лондоне в 1868 году. Светофор управлялся вручную и имел два семафорных крыла: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского. После этого люди забыли о светофоре до тех пор, пока на улицах не появились автомобили. Американский полицейский Уильям Поттс взял за образец железнодорожный семафор, добавил к нему желтый сигнал и электросистему смены цветов.газовый фонарь 2 января 1869 года
XIX век В 1886 году Готлиб Даймлер и Карл Бенц запатентовали первую в мире «трехколесную повозку с бензиновым двигателем». Готтлиб Вильгельм Даймлер Карл Бенц Реконструкция автомобиля «Motorwagen» Бенца, выпущенного в 1886 году.
Количество автомобилей лавинообразно росло, а знаки дорожного движения во всех странах были разными. В 1909 году в Париже состоялось еще одно важное событие в истории правил дорожного движения - были приняты единые европейские правила. В 1931 году в Женеве была принята "Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах", к которой присоединился и Советский Союз.
Для облегчения движения стали применяться дорожные знаки, светофоры. Первые четыре знака, указывающие на наличие опасности, с символами перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части были утверждены в 1909 г. Парижской конвенцией " Неровная дорога" Участок дороги, имеющий неровности на проезжей части (волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное). Железнодорожный переезд без шлагбаума Знак "Опасный поворот"
В настоящее время в большинстве стран мира правила дорожного движения в своей основе близки, поскольку они базируются на международных Конвенциях о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах 1968 г. Тем не менее в ряде стран еще сохраняются определенные отличия от общепринятого порядка движения. Так, в Великобритании, Японии, Индии и некоторых других странах установлено левостороннее движение. При этом обгоны должны производиться с правой стороны, а остановки и стоянки - на левой стороне проезжей части. Существуют незначительные различия в системе дорожной сигнализации.
На сегодняшний день наша республика также имеет свои правила дорожного движения. Они состоят из 24 пунктов и 3 приложений. 1.3 На территории Республики Казахстан установлено правостороннее движение транспортных средств Необходимые изменения и ограничения в организации дорожного движения вводятся в установленном порядке в рамках Правил только при помощи дорожных знаков, дорожной разметки, сигналов светофоров и регулировщиков, а так же распоряжениями лиц, уполномоченных регулировать движение Участники дорожного движения обязаны знать и выполнять относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров или регулировщиков, знаков и разметки, а так же выполнять требования сотрудников органов внутренних дел Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в органы внутренних дел Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Назначение дорожных знаков Чтобы выполнить свое назначение, дорожный знак должен сообщать информацию ясно и четко, чтобы вы смогли: увидеть его; понять его значение; своевременно отреагировать на полученную информацию.
Вся дорожная символика делится на: предупреждающие знаки; знаки приоритета; запрещающие знаки; предписывающие знаки; знаки особых предписаний; информационные знаки; знаки сервиса; знаки дополнительной информации (таблички); дорожную разметку.