Районные педагогические чтения для воспитателей групп раннего возраста тема : «Игровая деятельность детей раннего возраста в период адаптации» Воспитатель группы раннего возраста Циганкова Юлия Валентиновна МБОУ Менделеевская начальная школа- детский сад
Введение. Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации. начальный период адаптации.
Развитие игровой деятельности детей раннего возраста В. Г. Марц : «Игры для ребёнка – это всё, в играх он упражняет своё тело, игры затрагивают его духовную деятельность…ребёнок играет во все минуты своей жизни, даже тяжёлые условия не мешают ему играть. Платон назвал игру радостью богов.»
Формирование игровой деятельности ребенка проходит через предметную деятельность.. Формирование игровой деятельности ребенка проходит через предметную деятельность.. Игра очень рано начинает формироваться у детей раннего возраста. Она проходит целый ряд этапов своего развития, прежде чем станет в свою очередь ведущей деятельностью в дошкольный период детства. Игра очень рано начинает формироваться у детей раннего возраста. Она проходит целый ряд этапов своего развития, прежде чем станет в свою очередь ведущей деятельностью в дошкольный период детства. Третий год жизни ребёнка характеризуется как период расцвета сюжетно – отобразительной игры. Третий год жизни ребёнка характеризуется как период расцвета сюжетно – отобразительной игры.
Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих самостоятельной сюжетной игры. Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих самостоятельной сюжетной игры.
Формирование игровых умений. 1. Умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом; 2. Связывать два – три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их; 3. Продолжать по смыслу действие, начатое партнёром – взрослым, а затем сверстником.
Умения, которыми должен обладать «играющий» взрослый игровую деятельность может развить только играющий взрослый Преобразовывать игровые предметы в воображаемом плане Преобразовывать игровые предметы в воображаемом плане Создавать образы персонажей игры Создавать образы персонажей игры Придумывать и развивать сюжеты Придумывать и развивать сюжеты Развивать предметно- игровую среду Развивать предметно- игровую среду
Виды игровой деятельности Игра с сюжетно – образными игрушками Игра с сюжетно – образными игрушками Обучающие игры Обучающие игры Игры с дидактическими игрушками Игры с дидактическими игрушками Игры со строительным материалом Игры со строительным материалом Игры с предметами- орудиями Игры с предметами- орудиями Игры забавы – развлечения Игры забавы – развлечения Театрализованные игры Театрализованные игры
Игры с сюжетно- образными игрушками. Игры с сюжетно- образными игрушками. Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
Обучающие игры Формирование у детей условных действий с игрушками. Формирование у детей условных действий с игрушками.
Увеличение смысловых ситуаций.
Использование предметов- заместителей.
Вытираем куклу.
Укладываем куклу спать.
Самостоятельные игровые действия с сюжетными игрушками
Игры с дидактическими игрушками
Игры со строительным материалом Совместная постройка домика для гномика. Совместная постройка домика для гномика.
Постройка домика для петушка.
Постройка башни.
Игры с предметами - орудиями В период адаптации успокаивающее действие оказывают на детей игры с песком и водой. В период адаптации успокаивающее действие оказывают на детей игры с песком и водой.
Простейшее взаимодействие между детьми. Игры в парах способствуют становлению эмоционально- положительного контакта со сверстником, формируют потребность в общении. Игры в парах способствуют становлению эмоционально- положительного контакта со сверстником, формируют потребность в общении.
Уборка конструктора.
Игры - забавы помогает сплотить группу, снять страх телесного контакта со сверстниками и взрослыми
Театрализованные игры.
Организация условий для адаптации детей раннего возраста Создание эмоционально- благоприятной атмосферы в группе Создание эмоционально- благоприятной атмосферы в группе Создание предметно- развивающей среды Работа с родителями(анкеты, консультации, родительские собрания) Работа с родителями(анкеты, консультации, родительские собрания) Формирование у ребёнка чувства уверенности. Приложение 1 Формирование у ребёнка чувства уверенности. Приложение 1
Предметно- развивающая среда. Предметно- развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Предметно- развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада знакомство с педагогами и персоналом детского сада
Заключение. Общая задача педагога в период адаптации – это помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Этому способствуют правильно организованные совместные игры воспитателя с детьми, которые снижают эмоциональное напряжение, а также формируют игровые умения. Общая задача педагога в период адаптации – это помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Этому способствуют правильно организованные совместные игры воспитателя с детьми, которые снижают эмоциональное напряжение, а также формируют игровые умения.
список литературы. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика – Синтез, с. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика – Синтез, с. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика- Синтез, с. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика- Синтез, с. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Организация сюжетной игры в детском саду - М.: Линка – Пресс, с. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Организация сюжетной игры в детском саду - М.: Линка – Пресс, с. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2010 – 128 с. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2010 – 128 с. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги.- М.: Мозаика- Синтез, с. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги.- М.: Мозаика- Синтез, с.