Рассказ А.П.Чехова «Размазня». Высказывания Чехова «…Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Футлярность» человеческой жизни в произведениях Антона Павловича Чехова.
Advertisements

В мастерской художника слова.. «Маленький рассказ» Антона Павловича Чехова Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий».
Берегите в себе человека А.П.Чехов Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно М. Горький Дом, в котором родился А.П.
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Памятки для родителей. Чему необходимо научить ребёнка Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит,
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании.
- Что, по-вашему, смешно, а что грустно в этом рассказе? (Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ??? Люби и ты будешь любим. Что такое любовь до гроба? Это любовь. Которую ты нашел в своей жизни и будешь приклоняться ей вечно, будешь.
«Писать для детей совсем не умею …». Произведение для детей: -интересное; -понятна главная мысль произведения; -наличие увлекательного сюжета; -язык произведения.
А.П. Чехов «Смерть чиновника» Урок литературы в 7 классе.
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Мудрость родительской любви. Лев родится львом, львом и останется. Человек родится человеком – человеком может стать. Белинский.
Духовно-нравственные ценности рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
Презентация к уроку Е.И.Носов «Живое пламя ». Цель урока: В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает.
«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей.
Транксрипт:

Рассказ А.П.Чехова «Размазня»

Высказывания Чехова «…Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь». «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть...» «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая..." Из письма к А.Ф.Суворину.

Словарная работа ГУВЕРНАНТКА (фр. gouverner управитель) нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего иностранным языком). СЮРТУК (устар., от фр. surtout - широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником. Merci ( франц.) – благодарю.

Словарная работа ГОРНИЧНАЯ - служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы (кроме стряпни). ЦЕРЕМОННЫЙ 1. Торжественный и чопорный. Церемонный поклон. 2. Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.

Работа с текстом – Ваши впечатления от рассказа? – Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой? – Заметили ли вы, что он только притворяется бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают это увидеть. – Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет? – Как вы понимаете определение, данное человеку, – «размазня»?

Словарная работа РАЗМАЗНЯ́, размазни, род. мн. размазней, жен. (разг.). 1. Вязкая, полужидкая каша. || перен. Жидкая грязь (прост.). На улице размазня после дождя. 2. перен. Вялый, нерешительный человек (разг., пренебр.). Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка, теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.

Работа с текстом – Рассказчик хотел преподать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему? – Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера. А что еще? – Посмотрите экранизацию этого рассказа. В чем отличие увиденного и прочитанного?

Поразмышляем над прочитанным… Как вы понимаете последнюю реплику рассказа - «Легко на этом свете быть сильным!» ? Что звучит в этих словах - самодовольство (мол, вот я какой!) или самоирония и горечь (да уж… победил…)?

Поразмышляем над прочитанным… Герой-рассказчик стремился своей намеренной несправедливостью разбудить в гувернантке возмущение, бунт – то, что мы связываем с чувством собственного достоинства. Он хотел, чтобы девушка стала сильной, «зубастой», чтобы училась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку посмелее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику. Какой «урок» вынес он сам из этой истории?

Система образов 1. Образ рассказчика – олицетворение силы и власти. Но «легко на этом свете быть сильным» только тогда, когда ты богат. 2. Образ Юлии Васильевны – олицетворение человеческой слабости, покорности, безропотности. Но такие люди чаще всего честные и искренние. И они вызывают сочувствие, но не насмешку! На чьей стороне автор? Какова его позиция?

Подведем итоги наших наблюдений Позиция автора в рассказе не однозначна. С одной стороны, А.П.Чехов как будто призывает нас быть сильными, отстаивать свое человеческое достоинство, бороться за «жизненную правду». Но, с другой стороны, симпатии автора явно на стороне героини – безропотной Юлии Васильевны. Почему? А.П.Чехов показывает нам в главной героине образ «маленького» человека, в душе которого в силу жизненных обстоятельств, от него не зависящих, навсегда поселилось чувство раба. От этого чувства очень трудно избавиться. И нельзя за это осуждать человека, можно ему сочувствовать и протягивать руку помощи – такова позиция автора.

Какое высказывание Чехова наиболее созвучно нашему уроку? «…Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь»… «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть...» «Напишите-ка рассказ о том, как …человек... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая..." (Из письма к А.Ф.Суворину).

Домашнее задание Дайте письменный развернутый ответ на один из вопросов: 1) Был ли в вашей жизни случай, подобный чеховской истории? Расскажите о нем. 2) Какие жизненные уроки я вынес из рассказа А.П.Чехова?