Изобразительное искусство 5 класс Одежда «говорит» о человеке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изобразительное искусство 5 класс Одежда «говорит» о человеке Автор: Кишова Ольга Анатольевна учитель изобразительного искусства МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
Advertisements

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.
Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили.
«От башмаков до шляпы банты, ленты, банты, ленты.» Мольер «От башмаков до шляпы банты, ленты, банты, ленты.» Мольер. Костюм эпохи Барокко 5 КЛАСС Учитель.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
Женская мода дворянок России XVIII века. Изменения в женской моде при Петре I ( ) Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской.
МУЖСКАЯ МОДА ВЫСШЕГО СОСЛОВИЯ ПРИ ПЕТРЕ I.. Нет нужды говорить, каким потрясением основ стали указы Петра I, предписывавшие боярам, дворянам и чиновникам.
Одежда XIV-XVI вв.
Культура России при Петре I Развитие науки и первый музей В России началось изучение астрономии, была составлена первая карта звёздного неба.
РУССКИЙ КОСТЮМ 19 ВЕКА. Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного.
: :032 Одеянием женщине служила рубаха- передник оставляющая открытой грудь, плотно прилегающая к телу и расклешенная к.
Одежда в древней Руси. Мужской костюм На князе кафтан киевский, или свита, зеленого цвета с красной каймой по низу и золотыми зарукавьями, синий плащ-
История развития одежды. Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные.
Одежда в древней Руси Выполнила: ученица 6-а класса МКОУ « СОШ 15» Чернобай Анастасия.
«По одёжке встречают, по уму провожают». В древности русские называли одежду – одёжа. Главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда -
Женские костюмы и мода XVIII века Презентацию сделала: Проскурякова Татьяна 8 «А» класс.
Введение История немецкого костюма Женский немецкий костюм Мужской немецкий костюм Галерея народного костюма Об авторах Используемые ресурсы.
История русского костюма Внеклассное мероприятие МОУ Чикская СОШ 7.
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
Идеалом считались высокий рост, тонкая талия, красивый рот, белые зубы.
Транксрипт:

Изобразительное искусство 5 класс Одежда «говорит» о человеке

Древний Китай Огромную роль в культуре Китая играл жёлтый цвет, он был цветом золота и являлся символом императора. Высшие слои знати носили шёлковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Все остальные слои населения не имели права носить такие одеяния.

Придворные дамы носили сложные, изысканные причёски со шпильками из золота и серебра.

Знаками отличия аристократии от чиновников служили различные пояса, цвет и материал одежды, украшения.

Жёлтый- императорский; белый и красный - цвета воинов; голубой – для молодых воинов; коричневый – цвет сановников () Значение цветов

Китайские крестьяне.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века. Свадьба Людовика XIV и Марии - Терезии.

Костюм ЛюдовикаXIV Роскошь и красота костюма говорили о процветании Франции.

Ларжильер. Портрет Людовика XIV и его наследников. Король и члены его семьи носили одежду из парчи, отделанной золотом

Встреча Людовика XIV с Филиппом IV. Французские аристократы подрожали своему правителю. Модная одежда называлась жюстокором (точно по телу). Жюстокор (фр. justaucorps «точно по корпусу») тип мужского кафтана, появившийся в конце XVII века и сделавшийся в XVIII веке обязательным элементом европейского придворного костюма, наряду с камзолом.

Французские дамы одевались с особым вкусом. Они демонстрировали своё положение в обществе при помощи костюма.

Чёткие разграничения в костюме имели военные. Костюм командиров напоминал дворянский. Генеральский костюм немного отличался от офицерского – огромными перьями на шляпе и обилием кружев. Костюм низших военных чинов был довольно прост.

Одежда простых горожан была мрачной, тусклой, серых тонов. Простолюдинам было запрещено носить одежду ярких цветов

Луи Ленен. Семейство молочницы. 40 е гг. XVII в Одежда крестьян

Вывод: во все времена костюм был знаком и символом, указывающим на принадлежность человека к определённому сословию или группе людей в обществе

В России до 18 века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. На русский костюм и прическу XVIII века большое влияние оказало польское и французское платье. Замена русского костюма модным общеевропейским произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I. Эта контрастная перемена в одежде коснулась лишь богатых слоев общества. традиционный русский костюм

Но европейская мода все же проникала и в крестьянскую среду. К началу 19 века среди работных, а также крестьян на смену сарафану приходит удобный платье-костюм – кофта, юбка и головной платок. Эту одежду долго называли «немецкой» – обычно так одевались иностранки. Но такая одежда прижилась в России и стала обыденной, хотя люди стремились сочетать новое и старое – помимо платка носили кокошник, или кику. Никто не отменял этих традиционных головных уборов девушек и женщин, как и повойников – чепцов, прикрывавших волосы. На ногах крестьян были лапти – основная летняя обувь. Зимой и в слякоть одевали поршни из целого куска кожи, ноги в них закатывали в онучи, а также валенки. Эта одежда, обувь, а также скромные металлические и стеклянные украшения просуществовали до самой революции 1917 года. Свои знаменитые реформы Петр Великий начал с 1698 года, когда в городских воротах был вывешен образец одежды, и всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами срезали полы одежды по уровень земли. Эта насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских мужей за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой. Смена форм костюма не прошла гладко.

Р У С С К И Й К О С Т Ю М В X VI II В Е К Е П е р в а я п о л о в и н а 1 8- о г о в е к а. В Р о сс и и д о X VI II века в о в с е х с л о я х о б ст в а п о- п р е ж н е м у н о с и л и традиционный русский ко ст ю м, а в с е и н о ст р а н н ы е, « н е м е цк и е » м о д ы отвергали сь. Н а русский ко ст ю м и п р и ч е ск у X VI II века большое в л и я н и е оказало польское и ф р а н ц уз ск о е платье. З а м е н а р ус ск ог о ко ст ю м а м о д н ы м о б щ е европейским п р о из о ш л а в н а ч а л е X VI II столетия п о с л е р я д а специальных ук аз о в П ет р а I. Э та ко нт р а ст н а я п е р е м е н а в о д е ж д е коснулась лишь б ог ат ы х с л о е в о б щ е ст в а. О д н ак о, о д е ж д а и п р и ч е ск и п р о ст о н а р о д ь я за д в а века изменились м а л о. В е сь X VI II век крестьяне б о р о д н е б р и л и. И х ж е н ы и д о ч е р и п р о д о л ж а л и носить гл а дк о п р и ч е с а н н ы е в о л о с ы, заплетенные в ко су. В о л о с ы п р и м аз ы в а л и кв а с о м. К р е ст ь я н е н о с и л и о б ы ч н о рубаху, п о рт ы и ка ф та н. Р у б а х и б ы л и п о чт и д о ко л е н, р ук а в а п р я м ы е д л и н н ы е, п о д мышкой прямоугольные в ст а вк и – л а ст о в и ц ы. П ок р о й р у б а х б ы л ту н ик о образный. Б ы л и р а с п р о ст р а н е н ы го л о шейки – р у б а х и без в о р от н ик а, с разрезом, за стеги в а ю щ и м с я н а левой ст о р о н е. В м о д е б ы л а ко с о в о р от ка – р у б а х а с ко с ы м в о р от о м. П о рт ы и п о д ш та н н ик и ш и л и из х о л ст а, ку м а ч а, и н ог д а из н е м е цк ог о су кн а. П о в е р х р у б а х и н а д е в а л и с е р м яг у, зипун, п о д д е вк у – р аз н о в и д н о ст и ка ф та н а. О б у в ь ю б е д н ы х б ы л и л а пт и с о н лучами – полосой с е р м я ж н ог о су кн а длиной около трех а р ш и н, ко то р а я н а м ат ы в а л а сь н а н ог у с пальцев д о ко л е н а. З и м о й н о с и л и ш у б н ы е ка ф та н о л у ш у бк и. В дальнюю зимнюю д о р ог у п о в е р х н а д е в а л и медвежью и л и волчью ш у б у. О д е ж д а крестьянок в X VI II век е менялась м е д л е н н о, с о х р а н я я традиционные ф о р м ы, у н а с л е д о в а н н ы е от далеких п р е дк о в. О с н о в н ы м платье м б ы л а р у б а х а и л и с о р о чк а. Е е в е р х н я я часть (л и ф ) называлась « о б н и м ка ». Ш и л и е е, ка к и р ук а в а, из тонкой м ат е р и и в от ч и е от нижней ч а ст и – и с п о дней, ко то р у ю кр о и л и из х о л ст и н ы. У в о р от а и н а р ук а в а х у запястья п р о дерг и в а л и л е нт о чк и – « вс д е р ж ки », ко то р ы м и с о р о чк а в эт и х м е ст а х за тяги в а л а сь в сборку. С в е р ху н а с о р о чк у н а д е в а л и длинный, распашной домотканый с а р а ф а н, ю бк у- п а н е в у и л и то и другое в м е ст е. Б ы л р а с п р о ст р а н е н та к ж е и ш у ш у н – глухой с а р а ф а н. Т ак п оз ж е н аз ы в а л и и ко р от ко п о л у ю ш у бк у, р а с п а ш н у ю ко ф ту. И х о б ы ч н о н о с и л и п о ж и л ы е ж е н щ и н ы. Ш и р ок и й п о я с н а с а р а ф а н (и л и п о д него н а рубаху ) н а д е в а л и очень высоко. О н в ы п о л н я л роль бюстгальтера. К ак в д р е в н о ст и, крестьянки X VI II - XI X век о в п о в е р х с а р а ф а н а н а д е в а л и н е чт о ко р от ко е, п р ик р ы в а ю щ е е грудь, « д у ш у ». Э то отразилось в н аз в а н и и предмета: душегрейка, телогрейка. Н о с и л и та к ж е шугай, е п а н чу. Ш уг а й б ы л накидкой с р ук а в а м и, а е п а н ч а – без р ук а в о в; о н а н а п о м и н а л а п е л е р и н у, п р и ч е м обязательно ут е п л е н н у ю, с опушкой из м е х а. В X VI II век е в городской с р е д е ст а л и м о д н ы ж е н ск и е с а л о п ы – весьма с в о е о б р аз н о е сочетание старинной русской и европейской м о д ы. С в о б о д н ы е, широкие, ка к д р е в н е русский опашень, о н и и м е л и прорези д л я р ук и о д н о в р е м е н н о – ка п ю ш о н ы. Н о европейская м о д а в с е ж е п р о н ик а л а и в крестьянскую с р е д у. К н а ч а л у XI X века с р е д и р а б от н ы х, а та к ж е крестьян н а с м е н у с а р а ф а н у п р и х о д ит удобный платье- ко ст ю м – ко ф та, ю бк а и головной п л ат ок. Э ту о д е ж д у д о лг о н аз ы в а л и « немецкой » – о б ы ч н о та к одевались и н о ст р а нк и. Н о та ка я о д е ж д а прижилась в Р о сс и и и ст а л а обыденной, х от я л ю д и стремились сочетать н о в о е и ст а р о е – п о м и м о п л ат ка н о с и л и ко ко ш н ик, и л и ки ку. Н ик то н е от м е н я л эт и х традиционных го л о в н ы х у б о р о в девушек и ж е н щ и н, ка к и п о двойников – ч е п ц о в, п р ик р ы в а в ш и х в о л о с ы. Н а н ог а х крестьян б ы л и л а пт и – о с н о в н а я летняя обувь. З и м о й и в слякоть о д е в а л и п о р ш н и из ц е л ог о ку ск а ко ж и, н ог и в н и х за ка т ы в а л и в онучи, а та к ж е в а л е нк и. Э та о д е ж д а, обувь, а та к ж е ск р о м н ы е металлические и стеклянные ук р а ш е н и я п р о су щ е ст в о в а л и д о самой р е в о л ю ц и и го д а. С в о и знаменитые р е ф о р м ы П ет р В е л ик и й н а ч а л с го д а, ко гд а в го р о д ск и х в о р от а х б ы л в ы в е ш е н о б р аз е ц о д е ж д ы, и в с е х, кт о н а р у ш а л ук аз, ст а в и л и н а ко л е н и и овечьим и н о ж н и ц а м и срезали п о л ы о д е ж д ы п о уровень земли. Э та насильственная с м е н а ко ст ю м а и м е л а о п р е д е л е н н о е п о л ит и ч е ск о е значение. П ет р, п о н и м а я в а ж н о ст ь то рг о в ог о и ку л ьт у р н ог о о б щ е н и я с Е в р о п о й, п о с ы л а л р ус ск и х м у ж е й за гр а н и ц у, п ы та л с я р аз б ит ь д о м о ст р о е в ск и е о б ы ч а и б о я р ст в а, за ст а в л я л б о я р ск и х с ы нк о в уч ит ьс я и р а б от ат ь. О д н и м из с р е д ст в б о р ь б ы с о ст а р оз а в ет н ы м б о я р ст в о м и м е ст н и ч е ст в о м б ы л а за м е н а ст а р и н н ог о б о я р ск ог о ко ст ю м а, д л и н н о п о л ог о и н е у д о б н ог о д л я р а б от ы, б о л е е у д о б н о й о б щ е европейской о д е ж д о й. С м е н а ф о р м ко ст ю м а н е п р о ш л а гл а дк о. П о ук аз у П ет р а I в г. д в о р я н а м и го р о ж а н а м б ы л о за п р е щ е н о н о ш е н и е ст а р ог о р ус ск ог о ко ст ю м а и в м е ст о него б ы л и ус та н о в л е н ы с л е д у ю щ и е ф о р м ы: д л я м у ж ч и н ко р от ки й п р и л ег а ю щ и й ка ф та н и ка м зо л, к ю л от ы, д л и н н ы е чу лк и и б а ш м ак и с п р я ж ка м и, б е л ы й п а р ик и л и н а п у д р е н н ы е в о л о с ы, б р ит о е л и ц о. М н ог и е го р о ж а н е, о с о б е н н о из ку п е ч е ск ог о с о с л о в и я, сч ит а л и ко р от ко п о л ы е м о д н ы е ка ф та н ы в е р х о м н е п р и л и ч и я. Т ак ж е н а с и л ьс тв е н н о в в о д и л о сь б р а д о б р ит и е. М н ог и е от ку п а л и сь от б р ит ь я б о р о д ы: за е ё н о ш е н и е п л ат и л и в ц а р ск у ю ка зн у н а л ог. Т о л ьк о н о в о е с л у ж и л о е д в о р я н ст в о и б о л ь ш а я часть м о л о д е ж и с р аз у п р и н я л и н о в о в в е д е н и я. Д л я ж е н щ и н п е р е х о д к н о в о м у ко ст ю м у б ы л е щ е с л о ж н е е. О д ет ы е в тя ж е л ы е, ск р ы в а ю щ и е ф о р м ы те л а с а р а ф а н ы, за кр ы т ы е р у б а х и, с п л от н о п ок р ы то й го л о в о й, о н и, с ог л а с н о н о в о й м о д е, в д р уг д о л ж н ы б ы л и н а д ет ь д ек о л ьт и р о в а н н ы е п л ат ь я с ш и р ок о й ка рк а с н о й ю бк о й, ст я н ут ь та л и ю в ту го й ко р с а ж, о д ет ь п а р ик и ту ф л и н а в ы с ок и х ка б л ук а х, и п р и м е н ит ь я рк у ю д ек о р ат и в н у ю ко с м ет ик у (р у м я н а и б е л и л а). тр а д и ц и о н ы й русский ко ст ю м По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо. Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Так же насильственно вводилось брадобритие. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения. Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья с широкой каркасной юбкой, стянуть талию в тугой корсаж, одеть парик и туфли на высоких каблуках, и применить яркую декоративную косметику (румяна и белила).

А промчавшаяся в 1773 году по парижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно сохранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове нужно было очень осторожно. Затем пришла мода на овощи и фрукты (артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п.). Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц. При сооружении всех этих чудес употребляли шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир (для удержания пудры), шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.