© Фокина Лидия Петровна Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока В книге «Формирование мотивации учения» А.К. Маркова выделяет в ходе урока три этапа: этап вызывания исходной мотивации, этап ее подкрепления и этап завершения. 1. Этап вызывания исходной мотивации. На данном этапе учителю важно учесть несколько побуждений учащихся: подчеркнуть мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…») Услышав последнюю фразу, учащиеся естественно будут живее воспринимать материал.
© Фокина Лидия Петровна 2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. На этом этапе учитель ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов. Он может чередовать виды деятельности (устные и письменные, трудные и легкие, индивидуальные и фронтальные), может выбирать меру трудности материала и использовать отметки таким образом, чтобы чередовать у учащихся эмоции: удовлетворенность и неудовлетворенность. 3. Этап завершения урока. По окончании урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение. Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием, ведь каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию ситуация.
© Фокина Лидия Петровна Эмоциональные методы мотивации Поощрение (одобрение, похвала, подбадривание, доверие, награждение) Учебно-познавательная игра Создание ярких наглядно-образных представлений Обеспечение ситуации успеха («формулы успеха»: Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее! Это твоя победа! Красивая мысль! Это интересно! Я верб в тебя! Это успешное начало! Отлично! Ты на верном пути! Ты делаешь это сегодня значительно лучше! ) Стимулирующее оценивание (анализ ответа и указание, на что следует обратить внимание, справедливость и объективность!!!) Свободный выбор задания (данный метод позволяет выбрать ученикам посильнее посильные для них задания, вследствие чего не возникают ситуации неудач для слабоуспевающих учеников).
© Фокина Лидия Петровна Познавательные методы мотивации Опора на жизненный опыт (- ретроспективный жизненный анализ: педагог делится с детьми своим личным опытом и учит их «на будущее»; стартовая актуализация жизненного опыта учащихся: постановка вопроса «Что вы знаете о..?; опережающая проекция преподавания : заявление учителя типа «Скоро вы узнаете о …») Создание проблемной ситуации Побуждение к поиску альтернативных решений Выполнение творческих заданий «Мозговой штурм/атака»
© Фокина Лидия Петровна Волевые методы мотивации Познавательные затруднения Алгоритм выхода из познавательного затруднения может включать: актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения, подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему выполнению пробного учебного действия, его осуществления; выявление места и причины затруднения, восстановление выполненных операций, соотнесение своих действий с используемым способом (алгоритмом) решения задачи (проблемы); построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, побуждающих и исследовательских методов.; реализацию разработанного проекта, обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; самостоятельную работу с самопроверкой по эталону; включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного материала.
© Фокина Лидия Петровна Волевые методы мотивации Рефлексия поведения Самооценка деятельности и ее коррекция Прогнозирование будущей деятельности Социальные методы мотивации Побуждение подражать сильной личности Создание ситуаций взаимопомощи и взаимодействия Поиск контактов и сотрудничества Заинтересованность в результатах коллективной работы Взаимопроверка
© Фокина Лидия Петровна Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт Макет шаблона Использованные источники Агафонова, А.И. Методы воспитания положительного отношения к учению / Веснік адукацыі 1, 2016 с Формирование мотивации учения motivatsii-ucheniya motivatsii-ucheniya