Применение метода казуса (кейса) в педагогической практике
История возникновения Зародился в бизнес-образовании США 1910 год – впервые использован в Гарвардской школе бизнеса год - метод перекочевал в профессиональное образование год – впервые использован в России в высшей школе и в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогов.
Применение метода казуса (кейса) в педагогической практике
Этимология понятия «кейс-метод» метод обучения, использующий описание реальных ситуаций Волас Донам Иначе: Метод казусов Метод ситуационного обучения Метод конкретных ситуаций Метод «прецедента» или «случая»
Проблемно-поисковый анализ Развивающее обучение Ориентация на создание ситуации выбора Обучение через анализ собственного опыта Теоретико-практическое основание кейс-метода Интерактивный метод обучения
это описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Содержит: Кейс, как инструмент метода Проблему, содержащую в себе несколько вариантов ее решения; Вспомогательную информацию; Задание
Источники формирования кейса Виды кейсов Реальные события из жизни; Реальные события из жизни; Художественная и публицистическая литература; Художественная и публицистическая литература; Произведения искусства; Произведения искусства; Научные статьи, монографии; Научные статьи, монографии; Интернет; Интернет; «Полевые» «Кресельные»
Методика работы по кейс-методу Фаза работы Действия педагога Действия обучающегося До занятия 1. Подбирает или разрабатывает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы. 3. Разрабатывает сценарий занятий. 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы (возможно получение кейса и во время занятия) 2. Самостоятельно готовится к занятию (если получил кейс заранее) Во время занятия 1. Вступительное слово, определение ключевых моментов 2. Разбивает группу на подгруппы на добровольной основе по 3-6 человек 3. Рассаживает участников подгруппы друг напротив друга. 4. Подгруппы размещает поодаль друг от друга. 5. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. 1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Каждая подгруппа выбирает «модератора», координирующего работу, «секретаря», фиксирующего результаты работы и «шкипера», представляющего проект на общее обсуждение 3. Поэтапное решение кейса После занятия 1. Обобщающее выступление, анализ ситуации 2. Оценивает работу обучающихся или принятые решения на поставленные вопросы 1. Публичная презентация принятого решения
I ступень знакомство с содержанием кейса: Сопоставление важных аспектов проблемы; Поиск и оценивание информации; Характеристика действующих лиц; IIступень – рассмотрение альтернатив: Разработка различных решений; Изучение альтернативных вариантов; III ступень – принятие решения: Оценка вариантов решения проблемы; Выбор оптимального решения IY ступень - презентация решения: Оглашение сути проблемы; Представление решения; Аргументация выбора; Y ступень – сравнительный анализ: Анализ стратегий поиска решений; Разработка плана мероприятий по реализации решения; Этапы работы с кейсом
Значение кейс-метода Ориентир на формирование умений и навыков; Сотворчество педагога и обучающегося; Получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос; Педагог - диспетчер процесса сотворчества; Использование в процессе обучения и контроля знаний; На занятиях с использованием кейс метода зрителей нет, участвуют все.
Преимущества и недостатки метода Трудоёмкая подготовительная деятельность педагога. Деятельность индивидуально и в группах; Высокая активность обучающихся; Самостоятельная познавательная работа; Педагог только руководит процессом; Эффективная обратная связь; Диалоговые и полилог новые формы общения; Формирование коммуникативных компетенций; Предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений; Гибкость, вариативность метода.
Умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах Народная мудрость