Урок русского языка в 5 классе. Обращение Знаки препинания Делаем выводы Интонация Наблюдаем Работаем в группах Что? Зачем? Как? Наши цели, задачи и способы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предложения с обращениями Урок русского языка с использованием групповых и игровых технологий.
Advertisements

МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Балахна «Знаки препинания при обращении» Учитель Клименко О.Ю.
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Балахна «Знаки препинания при обращении» Учитель Клименко О.Ю.
Урок русского языка в 5 классе Урок русского языка в 5 классе.
Подготовила учитель Кузьмина А.А.. «Ворона и лисица», «Лисица и виноград» «Волк и ягненок», «Волк на псарне» «Квартет», «Медведь у пчел», «Трудолюбивый.
Иван Крылов «Его басни переживут века» К.Н.Батюшков.
Урок-игра «В мире басен Крылова» Презентацию подготовила МАЙОРОВА Т.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 65»
245 лет со дня рождения великого баснописца Ивана Андреевича Крылова ( )
БАСНИ И.А. КРЫЛОВА Чмутин Никита 5 А класс. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет.
ОБРАЩЕНИЕ И ЕГО ВЫДЕЛЕНИЕ НА ПИСЬМЕ Фрагмент урока - презентации в 5 «В» классе. Фрагмент урока - презентации в 5 «В» классе. (Объяснение нового материала).
БЕРСЕНЕВ ЕГОР ШКОЛА 72. « Уж сколько раз твердили миру…» И.А.КрыловБасни.
Иван Андреевич Крылов г. Ворона и Лисица.
Урок русского языка Урок разработала учитель русского языка Еремина Лидия Петровна.
Мир басен Ивана Андреевича Крылова Б А С Н О П И С Е Ц Б А С Н Я КЫЛОВ ЛИЦТВРЕИЕ Ю М О Р А Л Л Е Г О Р И Я.
Слово о И.А.Крылове. Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней.
«Его басни переживут века.» К.Н.Батюшков. Басня- краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение. «Вещуньина с похвал вскружилась голова,
Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой… К Муравью. «Стрекоза и Муравей» И, полно, куманек! Вот невидаль! Мышей! Мы лавливали и ершей!
Урок русского языка Урок разработала учитель русского языка Еремина Лидия Петровна.
Расскажи нам, обращение, что ты значишь, что скрываешь? Как с тобою поступать, чтоб нам грамотными стать!
Жизнь и творчестве великого русского баснописца – Ивана Андреевича Крылова ( )
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе

Обращение Знаки препинания Делаем выводы Интонация Наблюдаем Работаем в группах Что? Зачем? Как? Наши цели, задачи и способы действия

Не оставь меня, кум милый!... Кумушка, мне странно это…

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.

Голубушка, как хороша!... Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…

На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией.

Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным. Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.

Приятель дорогой, здорово! Где ты был? Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!

В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. Это знаки выделения.

– Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом? – Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

– Стой, братцы, стой! – Ты с басом, Мишенька, садись против альта… – А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат). Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение. Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно… Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.

Упражнение 1 Какой член предложения, как и обращение, может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. Мой куманёк пришёл ко мне на ужин. Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Упражнение 2 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: гражданин тётушка Николай Петрович

Упражнение 3 Найдите обращения, расставьте знаки препинания 1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? 2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена! 3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. 4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры… 5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? 6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Ответы к упражнению 3 «Басни Крылова» 1. Соседка («Слон и Моська»). 2. Соседушка, мой свет, миленький дружочек, жена («Демьянова уха»). Обратите внимание на слово «пожалуйста»! 3. Полканушка («Собачья дружба»). 4. Друзья! («Волк на псарне»). 5. Хавронья («Свинья»). 6. Дружище («Осел и Соловей»).

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Домашнее задание: Пересказ теоретического материала из протокола урока выписать из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина несколько предложений с обращениями, выражающими разное отношение говорящего к адресату.