Преемственность дошкольного и начального образования Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГОУ РК «ИПКРО»
Образование - есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили. А. Эйнштейн Факторы, обеспечивающие эффективность современного образования – это непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность – последовательная цепь учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение детей вперед на каждом временном отрезке. Преемственность – непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, т.е. единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного обучения. Таким образом, сегодня речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования
Современная ситуация в России характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыке разных этапов и форм обучения. (А.В. Белошистая) Какова же общая цель непрерывного дошкольного и начального образования? Общая цель – гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее: - сохранение его индивидуальности, - адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, - готовность к самостоятельному активному взаимодействию с миром
Условия реализации цели: На дошкольной ступени Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка Организация игровой деятельности как ведущей (новообразования) Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию каждого На начальной ступени школы Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства Направленность учебной деятельности на формирование умения учиться (УУД) Дифференцированная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка
Основные сферы развития ребенка: Интеллектуальная сфера – её фетишизация в современном образовании Личностная сфера – снижение внимания к формированию эмоций и чувств, личностных качеств, черт характера и пр. Развитие духовно-нравственной сферы – основа психического здоровья ребенка – серьезная проблема современного образования
Противоречия: Со стороны дошкольного образования Желание форсировать идею «развивающего» обучения в ДОУ (сроки, объем и пр.) Игровая деятельность заменяется элементами учебной. Усиленная «углубленная» подготовка детей к школе Введение «школьных» форм и методов работы с детьми в условиях ДОУ Со стороны начальной школы Основополагающий материал изучают в сжатые сроки, игнорируя необходимость повторения и закрепления Форсирование быстрого перехода от игровой к учебной деятельности Слабая опора на накопленный эмпирический опыт ребенка Использование форм, методов, технологий не соответствующих реализуемой программе
Основные выводы 1. Формирование нового общественного сознания к проблеме развивающего обучения: поиск путей его реализации из плоскости интенсификации обучения в плоскость более строго учета естественных законов развития ребенка 2. Приоритет – предметно-практическим видам деятельности и обогащению чувственного опыта детей (наглядно-действенные и наглядно- образные формы познания). Включение абстрактных форм познания – по мере накопления достаточной базы чувственного опыта
Основные выводы 3. Развитие духовно-нравственной сферы и эмоционально-оценочного отношения к окружающему миру необходимо включить в целостную систему развивающего обучения в качестве приоритетного направления по сравнению с интеллектуальным развитием 4. Обеспечение методической поддержки педагогов для полноценного развития детей с сохранением физического и психического здоровья.