Выполнила студентка группы 2561У Чеботарева Е.С.
В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя коммуникативную, обобщающую и регулирующую функции. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей её формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как её недостаток только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть не одинаковой.
Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбора. В группу с общим недоразвитием речи принимаются дети с разным уровнем речевого развития, имеющие различные формы речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия). Алалия отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; Дизартрия нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы; Ринолалия дефект звукопроизношения, вид органической дислалии, образующийся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости.
* Дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в дошкольное учреждение с 3 лет на 34 года обучения. * Дети со вторым уровнем развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения. * Дети с третьим уровнем зачисляются в дошкольное учреждение с 45 лет на 2 года обучения.
* Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 5 лет на один год обучения. * Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обучения с 4 лет.
В группу для детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются дети, имеющие лишь фонетические отклонения. При этом для зачисления ребенка в специальную группу дошкольного учреждения необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например, свистящие и сонорные или сонорные и шипящие, что в целом должно составлять не менее 56 звуков. Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют с 5 лет, срок обучения полгода.
В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения с 2 лет на срок один год, с 45 летнего возраста на 2 года. Продолжение специального обучения заикающихся детей от 2 до 5 лет рассматривается медико- педагогической комиссией.
Наполняемость групп определяется тяжестью речевого дефекта: * заиканием 10 человек, * в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием 12, * нарушением произношения отдельных звуков 15.
В группах для детей с общим недоразвитием речи осуществляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нарушением произношения отдельных звуков осуществляется подготовка к обучению в общеобразовательной школе. В группах с заиканием ведется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. По мере устранения речевого дефекта дети также переводятся в детские сады общего типа.
Противопоказания к зачислению: * со сниженным слухом; * имеющие недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; * с частыми эпилептическими припадками; * с нарушением опорно-двигательного аппарата; * с выраженным психопатоподобным поведением; * дети-инвалиды, не обслуживающие себя; * дети, имеющие противопоказания к зачислению в детские сады общего типа.
Документы, представляемые на медико-психолого- педагогическую комиссию. На медико-психолого-педагогическую комиссию представляют следующие документы: заключение отоларинголога, выписку психоневролога, характеристики логопеда и воспитателей, справку от педиатра о возможности посещения группы.