«Работа над сценическим образом с детьми дошкольного возраста» Составители: музыкальные руководители МБДОУ ЦРР д/с 179 Бурава Н.Г. Щербинина Е.В.
Михалина М.А. «Сценическая культура» как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника // Психология, социология и педагогика [Электронный ресурс]. URL: psychology.snauka.ru/2015/03/4695 Понятие «сценическая культура» подразумевает совокупность поведенческих мер и психологических установок исполнителя, которые способствуют реализации основной задачи выступления на сцене – приобщения к искусству массового зрителя, воспитания в исполнителе уважения к сцене и к аудитории, а также заинтересованности обеих сторон (исполнителя и зрителя) в представляемом материале искусства.
Достижение хорошего результата для решения такой задачи требует от исполнителя наличия определенных поведенческих черт, манеры подачи материала и отношения исполнителя к сцене. Именно поэтому формирование сценической культуры один из наиболее действенных способов эффективно и занимательно дисциплинировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
Творческие занятия с детьми дошкольного возраста по содержанию, безусловно, носят игровой и образный характер, особенно первоначально. Дети учатся примерять на себя данные педагогом роли, взаимодействовать друг с другом в образах заданных персонажей, осваивают механизмы манипуляционного подражания (все движения, которые изучаются детьми данного возраста, соотносятся с предметами и явлениями, которые им известны из повседневности).
У абсолютного большинства детей, (за редким исключением) по нашим наблюдениям остается самое лучшее первое впечатление о сцене. Дети приходят в восторг от признания своей деятельности другими людьми, и осознают, что если они будут работать над собой еще усерднее, то похвала со стороны зрителя будет еще больше. Таким образом, на наш взгляд, участие в сценических композициях способно актуализировать внутренний потенциал ребенка, помочь ему правильно приложить свою энергию и при этом способствует воспитанию в нем дисциплины и культуры поведения.
Работа маленьких актёров над ролью под руководством педагога строится следующим образом: знакомство с инсценировкой: О чем она? Какие события в ней главные? знакомство с героями инсценировки: Где они живут? Как выглядит их дом? Их внешность, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п. Распределение ролей. Работа над ролью: – составление словесного портрета героя;
– фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; –сочинение случаев жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; –анализ придуманных поступков героя; –работа над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста.
–работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации; –подготовка театрального костюма; –создание образа с использованием умело наложенного грима.
Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны быть вызваны какой-то причиной, и быть целесообразными. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет. Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Этюды и упражнения на выявление актерских умений Актерские умения - понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст: Чудо остров! Наша Таня громко плачет... Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
3. Пантомимические этюды. Котята: сладко спят; просыпаются, лапкой умываются; зовут маму; пытаются утащить сосиску; боятся собаки; охотятся. Покажи: -как танцует добрая фея на балу у Золушки; - как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы; - как удивляется черепашка-ниндзя; - как здоровается Снежная Королева; - как обижается Винни-Пух; - как радуется Карлсон..
4. Этюды на изменения тембра голоса. Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно) Педагог. Стережешь ты мышку тут? Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением) Педагог. А в товарищи щенка? Ребенок. Мяу! Ффф-рр! (Изобразить: трусливо, пугливо...) 5. Интонационное прочтение стихов-диалогов
6. Проговаривание скороговорок. Сказочный, волшебный дом Азбука - хозяйка в нем. Дружно в доме том живет Славный буквенный народ. 7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню- шень-ка». 8. Образные упражнения под музыку «Кто сумеет показать..», «Кого встретим на пути…», «Летчики на аэродром», «Любимые игрушки » и т.д..
РИТМОПЛАСТИКА Ритмопластические упражнения и игры развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно- смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПАЛЬМА «Выросла пальма большая-пребольшая»: руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку. «Завяли листочки»:уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «И вся пальма»: уронить руку вниз. МОКРЫЕ КОТЯТА Дети двигаются по залу врассыпную мягким слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь», дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают. Отряхивают капельки дождя, по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса. ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ Шея есть стоять прямо, показывая длинную шею. Шеи нет поднять плечи вверх, как бы «втянуть шею».
2.МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ 1. ПОДАРОК Дети передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда, от кого, что именно получили в подарок. Музыкальное сопровождение. «Новая кукла», муз. П. Чайковского,(Детский альбом) или «Вальс-шутка» музыка Д.Шостаковича 2. ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю. Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А.Джойса. В 3. ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб... Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных»), муз. К.Сен-Санса.
ЖЕСТЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Вот жесты, которые могут использоваться детьми в различных жизненных ситуациях, а также в сценической деятельности.
ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе». УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя». СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий). НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий). ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают. ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза. КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука». ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.