за 210 Расцвет скульптуры XVIII века
Скульптура первой и второй половины XVIII века Если первая половина 18 в. отмечена сравнительно не столь широким развитием русской скульптуры, то вторая половина этого столетия время подъема искусства ваяния. Вторую половину 18 в. и первую треть 19 в. называют «золотым веком» русской скульптуры. Блестящая плеяда мастеров в лице Шубина, Козловского, Мартоса, Гордеева, Щедрина, Прокофьева выдвигается в ряд крупнейших представителей мировой скульптуры. В течение всего 18 в. продолжала успешно развиваться деревянная; декоративная скульптура. В гг. создается по проекту архитектора И. П. Зарудного иконостас Петропавловского собора. Он поражает торжественным великолепием, виртуозностью обработки дерева, богатством и разнообразием декоративных мотивов.
Бюст А.М. Голицына Наивысшие достижения связаны прежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740–1805), земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург уже художником, постигшим тонкости косторезного дела. Окончивший Академию по классу Жилле с большой золотой медалью. Первое произведение Шубина на родине – бюст А.М. Голицына. свидетельствует уже о полной зрелости мастера. Ум и скептицизм, духовное изящество и следы душевной усталости, сословной исключительности и насмешливого благодушия – самые разные стороны характера сумел передать Шубин в этом образе русского аристократа.
Памятник Петру I Во второй половине 18 в. в России работал один из видных французских мастеров, высоко ценимый Дидро,Этьен Морис Фальконе ( ), который жил в Петербурге с 1766 по 1778 г. Целью приезда Фальконе в Россию было создание памятника Петру I, над которым он и работал в течение двенадцати лет. Фальконе делает основной упор на воссоздание образа Петра как величайшего преобразователя своего времени, дерзновенного и смелого государственного деятеля.
Надгробие Н.М. Голицыной В 70-е годы рядом с Шубиным и Фальконе работает ряд молодых выпускников Академии - Федор Гордеевич Гордеев (1744– 1810). Гордеев –мастер монументально-декоративной скульптуры. В его ранней работе – надгробии Н.М. Голицыной видно, как умели глубоко проникнуться идеалами античной, именно греческой, пластики русские мастера. Надгробие же Н.М. Голицыной напоминает древнегреческую стелу. Величавость и торжественность скорбного чувства передают медлительные складки ее плаща. Выражением благородной сдержанности веет от этого надгробия.
«Бдение Александра Македонского» В творчестве замечательного русского скульптора Михаила Ивановича Козловского (1753– 1802) прослеживается сочетание черт барокко и классицизма. Первыми его работами по возвращении на родину были два рельефа для Мраморного дворца, сами названия которых: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл, избавляющий Рим от галлов». Козловскийс воспевает красоту юношеского тела. Его «Бдение Александра Македонского» (вторая половина 80-х годов, мрамор) прославляет героическую личность, тот гражданский идеал, который соответствует тенденциям классицизма: полководец испытывает волю, противясь сну; свиток «Илиады» около него – свидетельство его образованности.
Скульптура "Самсон, разрывающий пасть льва« Иван Прокофьевич Прокофьев (1758–1828)–преимущественно мастер рельефа, продолжающий лучшие традиции античной рельефной пластики. Скульптура «Самсон, разрывающий пасть льва» впервые появился в Петергофе в 1736 году в честь победы русских над шведами под Полтавой в день святого Сампсония Странноприимца. Во время Великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 г. скульптор В.Л. Симонов воссоздал его на основании сохранившихся фотодокументов.